Новость о том, что Железные дороги Якутии (ЖДЯ) хотят покупать и собирать американские тепловозы, вызвала две примерно равнозначные волны: одобрения и негодования. Вслед за ней вышла еще одна новость – о том, что РЖД не довольны качеством магистральных тепловозов Трансмашхолдинга.
России нужны новые тепловозы
Заявление РЖД выглядит как взрыв бомбы, особенно если помнить, что РЖД хоть и вышли из акционеров ТМХ, но все же существенно помогли холдингу «взлететь».
Что касается альтернатив, то в публикации упоминается новая разработка Синары – магистральный тепловоз с асинхронным приводом 2ТЭ235А. Но его шансы пойти в серию в конце следующего года выглядят бледновато. Машина пока находится в стадии проектирования. Дизель, который на нее хотят поставить (16ДМ-185Т), судя по открытым источникам, испытания проходил успешно, но пока только в цифровом виде.
Если Синаре удастся за полтора года вывести 2ТЭ35А в серию, это будет очень крутой успех. Но если РЖД выполнит свой план прекратить закупку локомотитвов на чисто дизельном топливе, это будет бессмысленная победа. Основной потребитель магистральных тепловозов отечественного производства - Российские железные дороги, промышленность покупает не больше пяти машин в год. В условиях экологических ограничений со стороны РЖД новая машина рискует остаться без потребителей.
По этой же причине перспективы 16ДМ-185Т тоже выглядят не очень радужно. Синара планирует его использовать на другой своей машине - ТЭМ14М, но если РЖД сдержит свое слово, то в таком случае путь на РЖД для этой машины тоже будет закрыт, а в промышленности она востребована не так масштабно, как тепловозы малой и средней мощности.
Получается, что России остро нужны тепловозы, работающие на экологичных видах топлива.
России не нужны новые дизели
В такой ситуации любые планы создавать новый дизель для гражданской техники сейчас выглядят бесперспективно. Дело в том, что в 2023-м году в Евросоюзе будет введен углеродный налог. Его суть заключается в том, что на товары, ввозимые в Евросоюз, будет налагаться дополнительный налог, размер которого определяется оценкой углеродных выбросов предприятий - изготовителей.
На Евросоюз приходится 40% российского экспорта и введение этого налога обернется для наших производителей суммарными потерями в 33 млрд. евро. Т.е. всем, кто эксплуатирует технику и работает на экспорт в Европу, будет выгодно отказываться от углеродного топлива в пользу других источников энергии.
Для промышленности решение Евросоюза делает важным переход с дизельных тепловозов на газопоршневые и гибридные. Это дает хорошие шансы для ТЭМГ1, который может стать гораздо более востребованной машиной, чем предполагалось изначально.
А нашему машиностроению нужно прекратить догонять мир в дизелестроении и сфокусироваться на создании двигателей, использующих экологически чистые виды топлива. Будущее уже точно за ними.
Якутия с Америкой помогут достижению целей РЖД?
РЖД, которым грузопоток из Китая в Евросоюз дает существенную и растущую долю прибыли, отказывается от дизелей скорее всего для того, чтобы избежать дополнительных финансовых потерь по причине экологических налогов в Евросоюзе.
В такой непростой ситуации решение ЖДЯ собирать американские тепловозы в Якутии выглядит как идея РЖД по спасению трафика на БАМе. Очевидно, что нет смысла в организации производства ради сборки 10 – 15 машин. А доля РЖД в ЖДЯ составляет 50% и решение об американцах скорее принимали РЖД, чем Правительство Якутии.
Прибавьте сюда заявление РЖД о прекращении закупок чисто дизельных машин в пользу локомотивов на гибридных и альтернативных видах топлива (заявленные «американцы» работают на смеси газа и дизеля) и пазл складывается окончательно: шансы начала производства американских тепловозов в России более, чем серьезные.