Маркетплейсы – это отличный источник продаж. В этой статье мы собрали основные моменты и разбили по блокам все, что вы должны сделать для успешного старта и работы на маркетплейсах.
Подготовка документации и юридические моменты
1. Зарегистрировать юридическое лицо (ООО/ИП).
Лайфхак: Некоторые банки сразу предлагают открыть ИП и расчетный счет, например здесь: https://tochka.com/registration/ip/.
2. Выбрать ОКВЭД для продажи на маркетплейсах в зависимости от выбора товара, который вы будете продавать. Ссылка на справочник ОКВЭДов: https://код-оквэд.рф.
3. Получить разрешение на использование торговой марки (не обязательно иметь бренд).
Проверить, свободно ли ваше название, можно здесь: https://onlinepatent.ru.
4. Cертификация товара.
Важные моменты:
- на некоторых площадках необязательно сразу иметь сертификат,
- не все товары подлежат сертификации, нужно уточнять по конкретному товару,
- если вы будете закупать товар у производителей, можно запросить сертификат у самого производителя.
Лайфхак: На прохождение сертификации российские производители могут получить господдержку https://www.exportcenter.ru/services/subsidirovanie/subsidii-na-sertifikatsiyu-rossiyskoy-produktsii/programma-podderzhki-sertifikatsii-i-omologatsii-produktsii/
5. Зарегистрировать электронную цифровую подпись (ЭЦП), подключиться к электронному документообороту (ЭДО).
Примерный бюджет — 3000 рублей.
6. Создать личный кабинет на маркетплейсе:
- Яндекс маркет https://partner.market.yandex.ru/welcome/partners
7. Пройти модерацию и подписать договора.
Работа с продуктом/товаром
1. Закупка и подготовка товара.
2. Создание карточки товара для продажи:
- добавление товарных категорий и характеристик,
- добавление информации о производителе,
- съемка и загрузка качественных фотографий с различных ракурсов, соответствующих требованиям маркетплейсов,
- соблюдение логичного порядка изображений, добавление водяных знаков в виде названия бренда/магазина/логотипа,
- проверка спецификации и исправление ошибок,
- оптимизация карточек товара, составление продающего описания: ключевые преимущества каждой модели и модификации,
- размещение дополнительных материалов и информации о товаре (инструкция, справочные материалы и др.),
- размещение наград и сертификатов для определенных товарных категорий,
- загрузка заказа.
Важный момент: перед началом работы нужно изучить правила оформления карточек и требования к фото товара, так как у всех маркетплейсов они разные.
3. Поставка и отгрузка товара:
- индивидуальная упаковка для некоторых товарных позиций,
- штрихкодирование/маркирование для каждой товарной позиции в соответствии с регламентом маркетплейса (достаточно распечатать на принтере),
- упаковка и маркировка в соответствии с требованиями маркетплейса согласно регламенту категории товара (у каждой категории свой регламент),
- упаковка партии в оптовые короба с соблюдением необходимых регламентов.
Важный момент: при планировании отгрузки нужно учитывать размещение на нескольких складах (чтобы товар показывался большему числу потребителей).
4. Подготовка поставки на маркетплейс:
- паллетирование товара в соответствии с требованиями выноса и объёма,
- проверка соблюдения требований к машине, изготовление пропуска на машину,
- соблюдение максимального и минимального размера короба и проверка состояния упаковки (без повреждений, картон определенной марки, качественная склейка, требования к жесткости для манипуляций на складе),
- оформление, штрихкодирование оптовых коробов по стандартам маркетплейса, наличие упаковочного листа,
- работа с транспортной компанией,
- отправление в распределительный центр маркетплейса.
Лайфхак № 1: при упаковке товара в коробке сверху положите защитный слой (например, картонку), чтобы грузчики не повредили товар при вскрытии коробки.
Лайфхак № 2: поищите знакомых кладовщиков, это позволит быстрее принять товар и исключить риск потери груза и воровства.
Лайфхак № 3: сдавайте товары в позднее время, так вы избежите очередей при приеме товара.
Работа на маркетплейсе
1. Проведение маркетинговых активностей (акции, бонусы, подарки за покупку и др.).
2. Работа с отзывами покупателей.
Лайфхак: обязательно пропишите бонус за отзыв клиента по опыту использования товара.
3. Работа с вопросами от покупателей.
4. Аналитика работы с ассортиментом в зависимости от продаж:
- аналитика продаж,
- общая аналитика,
- контроль показателей.
5. Сбор и анализ отчетов от маркетплейсов, управление ценообразованием:
- изменение розничной цены,
- применение скидок,
- работа с промокодами,
- мониторинг цен.
6. Работа с онлайн рекламой.
7. Оплата хранения неликвидного товара.
8. Работа со входящим документооборотом.
9. Работа с возвратами.
Лайфхак: Можно использовать внешние сервисы аналитики продаж на маркетплейсах, которые позволят увеличить кол-во продаж (почитать об этом подробнее здесь: https://habr.com/ru/post/542890.
Понравилась статья? У нас еще есть для вас чек-лист "Сравнение маркетплейсов". Нужно только заполнить форму: