В этой заключительной статье цикла про историю Центральной Африки речь пойдет о двух Конголезских войнах, и о том, как только что пережившая геноцид Руанда стала политическим гегемоном Центральной Африки. Если вы не видели прошлые 2 части, то обязательно прочтите: Неизвестная Конголезская война: часть 2 | Alliance News | Яндекс Дзен (yandex.ru) Неизвестная Конголезская война: часть 1 | Alliance News | Яндекс Дзен (yandex.ru) . Ну а мы начинаем.
Глава 6: В первую эпоху в первой битве...
С момента прекращения геноцида начался необратимый процесс начала Конголезских войн, которые обойдутся ещё многими и многими жизнями для жителей черного континента. Но вернемся к повествованию.
К 1997 году в соседний с Руандой Заир бежало более 1.5 миллионов человек. Это были как и Хуту, боявшиеся смерти на своей родине и спасавшиеся из Руанды бегством, так и Тусти, которые опасались обратных репрессий после окончания геноцида. Однако этого не случилось, и новое правительство начало попытки урегулировать межнациональный конфликт. В целом, политика эта удалась, и стычки между этническими Тутси и Хуту в Руанде стали уже редкостью. Однако в Заире дело обстояло по-другому.
Заир- крайне многонациональное государство. На его территории обитает около 100 различных народов, верующих в разных богов, говорящих на разных языках и обитающих в разных районах страны. Но диктатор Заира Мобуту решил объединить все эти разрозненные народы в новую единую нацию- Заирцы. Началась невиданная компания по запрету всего Европейского. Сам диктатор-Жозеф Мобуту сменил свое имя на совершенно новое- Мобутуу Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга.
Дословный перевод- Всемогущий воин благодаря своей стойкости, выносливости и воле к победе будет идти от одного завоевания к другому, оставляя после себя огонь.
Ну и конечно же, Заиризация не обошлась без создания культа личности. Его стали звать не иначе как «Великий Вождь», и даже заявления министров пестрели эпитета в адрес вождя.
Бог послал нам великого пророка, нашего славного вождя Мобуту — нашего освободителя, нашего мессию. Наша церковь — НДР. … Наше учение — мобутизм. — министр внутренних дел Ингула.
Были запрещены многие национальные языки, а не принявшие такие условия лишались гражданства и выгонялись из страны. Эта же судьба ждала и Тусти с Хуту, ведь приказ об их депортации уже поступил, однако им подвернулся удобный случай. Дело в том, что в 96 году, сразу после свержения диктатора Руанды и установления нового правительства, началось резкое ухудшения Руандийско-Заирских отношений. При поддержке властей Руанды, Заирские Тутси начали вооружаться и готовиться к вооруженному мятежу.
Вместе с тем, Уганда и Бурунди, которые также имели напряженные отношения с Заиром, начали вести себя аналогично. В результате через пару месяцев на Востоке страны сформировалась уже армия хорошо подготовленных и вооружённых боевиков Тутси, готовых буквально в клочья разнести что угодно. Поводом для начала боевых действий послужила перестрелка между руандийскими боевиками и заирскими зелёными беретами. Так 31 августа 1996 года началось так называемое «Восстание баньямуленге», официальной целью которого было установление демократического режима в Заире, но неофициально направленного на значительное ослабление страны, а при возможности даже установления лояльного правительства. Так и началась- Первая Конголезская Война.
Боевые действия для революционеров начались крайне успешно. 24 октября 1996 года повстанцы взяли город Увира, а 1 ноября — Гому. К 25 декабря 1996 года сумели захватить всю зону государственной границы между Заиром и Руандой, Бурунди и Угандой, после чего смогли в открытую ввести войска в страну для ведения боевых действий. Антимобутовские формирования насчитывали 50 тыс. бойцов, имевших на вооружении артиллерию, бронетехнику, авиацию. Оружие Кабиле поставляли Ангола, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Руанда, Уганда.
Однако победы после этого стали быстро истощаться. В Заире началась мобилизация, и крайне быстро была собрана армия в 100.000 солдат, которая сначала наравне, а уже затем и превосходила действия Анти-Заирской коалиции. Также на сторону Мобуту стали Хуту-перебежчики, когда-то самостоятельно устроившие геноцид и желавшие завершить начатое. В результате силы сопротивления стали теснить более превосходившие силы Мобуту. В более чем 100-тысячной армии Мобуту также присутствовали и подразделения спецназа из других стран, к примеру, из бывшего СССР и Югославии. Всего в Африке на момент начала войну находилось до 10.000 всевозможных наемников, среди которых были и реальные асы боевых действий, способных выполнить любые задачи.
Во время гражданской войны в Заире в 1997 году местный диктатор Мобуту создал специальное карательное подразделение из отставных спецназовцев из России, Украины и бывшей Югославии. Всего – не менее 200 человек. Им в основном поручали ведение контрпартизанских акций. В ходе этой войны все стороны конфликта совершали военные преступления против мирного населения. Руанда смогла уничтожить лагеря беженцев и начать насильственную репатриацию хуту в Руанду. Во время этого процесса руандийские солдаты совершили ряд нападений на безоружных хуту. Истинные масштабы злоупотреблений неизвестны, Международная амнистия дает цифру в 200 000 убитых руандийских беженцев хуту.
Однако ситуация в войне изменилась, когда в действия вступила Ангола, вступления в войну которой было спровоцировано поддержкой Мобуту , противодействовавшей правительству оппозиции в ходе гражданской войны. Вступившие в войну ангольцы потребовали отстранения Мобуту от власти: только такой исход войны был им выгоден. Кагаме объяснял продолжение войны и поход на Киншасу тем, что Мобуту стал активно вербовать иностранных наемников, что в итоге могло угрожать безопасности Руанды. Так, в боях за Валикале против повстанцев сражались сербские наемники.
С возобновлением войны у Мобуту практически не было шансов удержаться у власти. Его армия была в руинах, а продвижение повстанцев Кабилы сдерживали лишь климат и отсутствие дорог.
15 марта 1997 года повстанцы захватили Кисангани, 5 апреля — Мбужи-Майи, а 9 апреля — Лубумбаши, где разместили свою ставку.
В это же время правительство начало распространять среди солдат приказы об отказе от сопротивления, дабы допустить как можно меньшие потери. 17 мая объединенные войска коалиции, большинство из которой составляли Ангольцы, заняли столицу страны, официально завершив войну. В этот же день Кабила, поставленный во главу сопротивления при поддержке Руанды, объявил себя новым президентом Заира, и первым же указом переименовав страну в Демократическую Республику Конго. Именно так и завершилась 30 летняя диктатура Мобуту. Сам же «Великий Вождь» умер через полгода от рака простаты, застав еще при своей жизни начало Великой Африканской Войны, но не принимая никак в ней участия.
Это было не концом войны, а лишь очередным перемирием на 3 месяца....
Глава 7: Война, которая положит конец всем войнам
Обстановка в Конго в 1997 году была даже хуже, чем при диктатуре Мобуту. Политическая власть в стране номинально принадлежала новому президенту Кабиле, но по факту все руководящие посты в стране стали занимать чиновники из стран Анти-Заирской коалиции. Страны, помогавшие Кабиле прийти к власти, начали вывозить из страны ее многочисленные ресурсы, тем самым обогащаясь за счёт ресурсной базы другой страны, но вместе с тем обедняя население Конго, что вызывало анти-руандийские выступления. Кабила также не желал быть политической марионеткой Руанды и желал освободиться от руководства свыше. Началась подготовка новой армии к новой войне в Руандийской коалиции.
27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованные лицами не конголезского происхождения, которых он обвинил в намерении «восстановить средневековую империю тутси».
Уже через неделю один из полков Конголезской армии, сформированный из местных Тутси, при поддержке Руанды, Уганды и Бурунди и под командованием Жан-Пьера Ондекана подняли мятеж против правительства Кабилы и повторно захватили восток страны и всю границу cо странами коалиции, полностью повторяя сценарий Первой Конголезской Войны.
23 августа они достигли Кисангани. Оттуда одна группировка мятежников направилась на юг, где после успешной битвы за Кинду вторглась в южную провинцию Катангу, а другая открыла экваториальный фронт и в ноябре 1998 года захватила Бумбу.
Понимая тяжесть своего положения, Кабила начал вооружать противников своих врагов- Хуту, создав вооруженное ополчение Интерахамве, главной своей целью ставившее завершение начатого истребления Тутси в Руанде. Численность этой организации на пике составила более 30 тысяч человек.
Желая растянуть силы противника, Лейтенант Джеймс Кабарере захватил транспортный Боинг ВВС Конго и, собрав отряд из 3000 солдат, отправился на Запад страны в отчаянную операцию по захвату запада страны. Почти не встретив сопротивления, 11 августа он захватил город Муанда- единственный населенный пункт, соединяющий Конго с внешним миром по морю, тем самым прервав все поставки ресурсов за рубеж. Повстанцы развили успешное наступление на столицу, захватив города Сонгололо 16 августа и Мбанза Нгунга 20 августа.
В этот момент, Африканские страны, боясь падения президента Кабилы и полного подчинения Конго Руандой, что ещё больше увеличило бы силы Коалиции, начали одни за другим вступать в войну на стороне Конго. 21 августа Ангола атаковала части Сопротивления в ходе битвы за Матади, вытеснив войска Кабарере в течении месяца назад к исходным рубежам. Однако Ангольских сепаратисты из группировки УНИТА помогли ему бежать через подконтрольные себе земли, благодаря чему он смог продолжить борьбу.
В течении ближайших месяцев в войну вступили Замбия, Зимбабве, ЮАР, ЦАР, Танзания, Чад, Судан, Ливия. Именно, поэтому война называется Великой Африканской, ведь в ней участвовало почти треть всех Африканских стран. Огромный вклад в войну на стороне Конго внесла именно Замбия, так как прибыли не только тысячи новых новобранцев, но и ее ВВС, являющиеся самым крупными в Южной Африке и вооруженные по советскому образцу. Также в боях на стороне Конго приняли участие и танковые части Замбии, вооруженные Т-55.
4 декабря 1998 года анголо-зимбабвийские войска атаковали позиции повстанцев к западу от города Бумба со стороны населённого пункта Лисала. Летом 1999 года разгорелись ожесточённые бои на севере Конго в Экваториальной провинции между повстанцами и правительственными войсками, на стороне последних выступила суданская авиация. 18 июля 1999 года повстанцы повторно захватили город Гемена на севере страны, вытеснив оттуда армию Чада.
Стоит отметить, не только Африканские страны принимали участие в войне. Половина Европейских стран, США, КНДР и Израиль активно поставляли вооружение в регион, благодаря чему они получали колоссальную прибыль, так что были за продолжение боевых действий. Северная Корея, к примеру, отправила в помощь официальному правительству ДРК 400 специалистов для тренировки военных и тысячи единиц оружия в обмен на будущие поставки меди, кобальта и урана. Все стороны конфликта участвовали в грабеже и убийстве населения, особенно отличились в этом Интерахамве, убивая всех Тутси, которых они находили. При условии того, что в войне участвовали лишь около 150 тысяч солдат, количество убитого мирного населения оценивается в более чем 5.5 миллионов убитых, что делает войну одним из самых кровавых конфликтов в современной истории.
В августе 1999 года произошли столкновения солдат угандийской и руандийской армий в Кисангани. В октябре 2000 года произошла битва за приграничный с Замбией город Пвето на берегу озера Мверу. Война начала затягиваться, а успехов Конголезская Коалиция не имела, и внутри правительства Кабилы начался заговор с целью его убийства. В 2001 году цель была выполнена, и страной стал управлять Жозеф Кабила- сын бывшего президента. Он немедленно объявил в возобновлении переговоров о мире, прерванных после Лукасского соглашения. По итогам был заключён мир, в котором Руанда, Уганда и Бурунди выводят из страны всех своих военных и администрацию взамен на разоружение Интерахамве и легализацию проживания в стране Тутси и Хуту, бежавших из Руанды.
20 июля было сформировано временно правительство ДР Конго, где Жозеф стал президентом, а восставший Жан-Пьера Ондекан стал министром обороны Конго. Именно эта дата и признается датой окончания войны.