Сегодня хочу вспомнить, как ровно 4 года назад в Иркутске «Магистральный самолёт XXI века» МС-21 совершил первый полет.
МС-21-300 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров, ориентированный на самый массовый сегмент рынка авиаперевозок. Программа МС-21 разрабатывается головным исполнителем — корпорацией «Иркут», а также ведущими предприятиями ОАК, Госкорпорации «Ростех».
27 мая 2017 года мы после прилёта из Москвы в Иркутск отправились на завод, где самолёт совершал пробежку. Шёл дождь, все замёрзли и вымокли, но были довольные съёмкой.
Вот как делаются фотографии с отражениями в лужах!
МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках.
МС-21 имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.
МС-21 планируется оснащать по выбору заказчика одним из двух типов двигателей: PW1431G или российскими ПД-14 .
Утром 28 мая от предыдущего дождя почти осталось и следа, не считая нескольких луж, погода стояла наладилась, все волновались перед первым полётом, это чувствовалось...
Пята для защиты фюзеляжа tail-strike (буквально "удар хвостом").
И вот уже с 9 утра за 2 часа до события мы выбрались в поле, чтобы никому не мешать. Взлёт был намечен 11 утра.
В 11:15 в небо взмыл МС-21, оторвавшись очень-очень рано. Я пожалела, что не встала километром ближе.
Рядом летит самолёт сопровождения Як-130, с которого ведёт бортовую съёмку воздушный оператор Артур Саркисян.
По примерным прикидкам, разбег МС-21 составил около 900 метров..
План полета включает проверку самолета на устойчивость, а также на управляемость двигателей.
В соответствии с программой в ходе полета выполнена имитация захода на посадку с последующим проходом над полосой, набором высоты и разворотом, данная методика является типовой для первого полета новых типов самолетов.
Первый испытательный полет всегда проходит с выпущенными шасси.
Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров на скорости 300 км/час.
После взлёта прыгаем в автобус и мчим к цеху окончательной сборки высотой с 7-этажный дом, чтобы успеть на него забраться и сфотографировать проход и посадку. В кадре Сергей Мамонтов и Кацухико Токунага, лучший авиационный фотограф всех времён и народов, особенно японских, прилетел специально на один день.
Проход с выпущенными шасси.
И ещё несколько минут в ожидании посадки...
Заход на посадку.
Плюх!
Катится сначала по полосе...
А это время со всех сторон слышны аплодисменты и ободряющие возгласы.
Особо важных гостей временно огородили заборчиком.
Срулил с полосы...
Докатился до нашего уровня и мы опять бегом спускаемся с ангара, чтобы успеть снять выход летчиков.
И вот он, волнительный момент. Дверь открылась.
Первым делом - доклад руководству.
Самолёт пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко и летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева.
Олег Кононенко: «Полетное задание выполнено полностью. Полет прошел в штатном режиме. Замечаний, препятствующих продолжению испытаний, не выявлено».
Роман Таскаев: «Подтверждены характеристики и режимы работы двигателей, все самолетные системы работали без сбоев».
Президент ПАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко: «Сегодня исторический день для нашего коллектива и всей большой команды, работающей над созданием МС-21. Мы вложили в наш самолёт самые передовые технические решения, которые обеспечат повышенный комфорт пассажирам и привлекательные экономические характеристики авиакомпаниям. И сегодня я счастлив сообщить, что первый полет МС-21 прошёл успешно! Поздравляю всех участников программы с нашим общим праздником»!
Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь подчеркнул: «МС-21 создан в широкой кооперации, где наряду с «Иркутом» активно участвуют и другие предприятия ОАК: АэроКомпозит, Ульяновский и Воронежский авиазаводы, ОАК-Центр комплексирования. Это — важный этап формирования новой индустриальной модели ОАК. По нашим оценкам, в ближайшие 20 лет в сегменте МС-21 мировой спрос составит около 15 000 новых лайнеров...»
Неофициальная часть.
Павел Николаевич Власов — лётчик-испытатель, Герой РФ, руководил ЛИИ им. М.М. Громова и Центром подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Групповая с руководством.
Вячеслав Аверьянов.
Благодаря установке больших иллюминаторов увеличена естественная освещенность пассажирского салона. В самолете будет поддерживаться комфортное для пассажиров давление воздуха и улучшенный микроклимат.
Для пилотов самолетов МС-21 разработана инновационная эргономичная кабина.
Буквально на минуту успела зайти внутрь самолёта, первые фото кабины.
Имитация кресел.
Техсостав с плотами.
И ещё несколько картинок, оставшихся за кадром. Лёша Михеев.
После того, как все разъехались, мы ещё раз поднялись на ангар — вид сверху всегда лучше!
Сделали ещё пару кадров с лётчиками.
Дождались, пока машину закатят в цех.
Вот такая красота!