В девяностые вмиг с эффективностью направленного взрыва разрушилось, всё, что обеспечивало нормальное функционирование государства. Авиация была вынуждена существовать в тех реалиях, что ей создали реформаторы, обещавшие все заграничные вкусняшки в виде ширпотреба с китайских, арабских и турецких рынков в замен нормального функционирования всей страны. Существовать в этих условиях было сложно, летать вообще невозможно. Но летали.
Это короткое вступление к последующей истории ни в коем случае не оценка того периода, что пережила наша страна в конце прошлого века. Это только разъяснение того почему Игорю, как второму пилоту самолёта Ил-76 выдали в бухгалтерии определённую сумму наличности, чтобы на обратном пути из города Пекина откуда они будут лететь на самолёте, загруженном под завязку товарами с китайских рынков иметь возможность оплатить заправку в одном сибирском аэропорту. Да, взаиморасчёты, гарантийные письма, банковские переводы, всё это осталось в советском прошлом и обещало иметь место в будущем. А пока только наличными.
Но после заправки в этом самом аэропорту экипажу сообщают, что нужно бы ещё оплатить и техобслуживание самолёта. Озвученная сумма за это не нужное техническое обслуживание, многократно превышает всё что осталось у экипажа после оплаты авиатоплива.
Командир послал Игоря узнать обстановку у сменного начальника аэропорта, а сам пошёл в аэровокзал звонить на базу.
В большом кабинете сменного начальника аэропорта сидел человек с погонами в одну широкую лычку, что по тем временам можно было приравнять к генералу. Если не к генералу, то к полковнику уж точно.
Кроме погон и высокомерного «за всё нужно платить нынче» в кабинете присутствовал стойкий запах вчерашнего веселья и сегодняшней головной боли. Игорь понял, что первый подход оказался неудачным. Вес не взят, задача не решена.
Но минут через двадцать Игорь снова оказался на пороге того же кабинета, но уже вооружённый опытом прошлой неудачи. Состояние хозяина кабинета не позволяло ему идентифицировать гостя, как лицо, которому уже дали от ворот поворот и гость не преминул этим воспользоваться и поставил на стол навигационный чемодан. Обладатель генеральских погон, решил, что в чемодане деньги высокомерно произнёс:
-С этим в бухгалтерию.
-Всему своё время, - ответил Игорь и открыл чемодан.
Чемодан был заполнен до верху аккуратно уложенными одна к одной банками пива. Это сейчас все знаем, что стеклянная тара лучше. А тогда пиво в банках было в диковинку.
Да, причём здесь вообще тара, если это ПИВО!
Когда шок от виденного начал проходить, начальник всего большого сибирского аэропорта собрал волю в кулак и выдавил:
-Я на работе.
Но, что кулак, в котором оказалась, воля человека с головной болью после вчерашнего застолья мог сделать, когда у него прямо перед носом открывают банку пива. И этот сладкий звук шипения, вырвавшейся на волю пивной пены, которая шептала: «Пшшшшш…», что в переводе на человеческий означало: «Пей меня…». И этот запах свежего хмеля, который вырвался вместе с шипящим звуком из металлической банки и уже активировал участки больного мозга, отвечающие за потребление жидкости и обещающий избавление от страданий и боли.
Поэтому Игорь нисколько не удивился, когда банка мигом оказалась в руках хозяина кабинета и немедленно её содержимое вылилось в, страдающей от жажды и головной боли, организм.
Игорь понимал, что теперь главное терпенье, чтобы не разрушить ассоциацию от избавления (конечно, временного) от страданий с его персоной и пожеланием ответить взаимностью.
Когда пришло нужное время, сменный хозяин всего сибирского аэропорта посмотрел на гостя подобревшим взглядом и ласково спросил:
- Что у тебя?
Игорь честно выложил всю оставшуюся наличность и сказал:
-Техобслуживание, - и просящим голосом добавил, - очень нужно улететь.
Временно исцелённый нажал клавишу «бухгалтерия»:
- Сколько у нас ТО Ил-76 стоит? – выслушав ответ, спросил, - А Ту-154? А Ил-18? А Ан-12?
К тому моменту как главный начальник радостно воспринял информацию о стоимости техобслуживания Ан-26 Игорь под его пристальным взглядом переложил содержимое навигационного чемодана в ящик стола.
- К тебе сейчас подойдёт лётчик, - заканчивал разговор начальник, мысленно открывающий уже вторую банку, - рассчитай его, как за техобслуживание Ан-26.
Когда Игорь с пустым навигационным чемоданом вернулся к самолёту местный авиатехник уже расписывал бортовой журнал и ворчал, что очень уж не похож этот самолёт на Ан-26 и всё тут.
— Это новая укрупнённая модификация, - не растерялся бортинженер.