От драгоценной дани до почти забвения, по пути древних караванов, великих географических открытий и завоеваний, тщетных и успешных попыток культивирования на " чужих" землях - такова судьба пряностей. Это сказка для одних и ужас для других.
Но всю историю пряностей, которая насчитывает более 5000 лет можно описать одной сухой и мало чем привлекательной фразой :
" Это бизнес- ничего личного".
Долгое время караваны из Индии, Цейлона, Африки, Южной и Малой Азии направлялись в Тир ( Финикия), который стал центром торговли пряностями , после в Карфаген (с 332 г. до н.э) , а затем, с середины II века до н.э, Александрия , по праву, заняла это место.
Господство Древнего Рима положило начало монополии в торговле пряностями, и хотя она носило перепродажный характер, но позволила накопить огромные их количества.
Империи рождаются и умирают, на смену им приходят другие. Новый котроль над торговлей с Востоком взяла Византия.
Но увеличение мусульманских государств в Средиземноморье и на Востоке ( от Индии до Испании) позволило доставлять пряности в Европу через Испанию минуя Константинополь.
Испанцы возможно первыми осознали плюсы разведения экзотических пряностей на своей территории. Таким образом, в X веке шафран ( одна из самых дорогих пряностей) стала разводиться не на "родине".
Благодаря бактерицидным свойствам пряностей их стали использовать не только при приготовлении пищи, но и для лекарств, заготовок и напитков (Средние века еще не знали кофе, чай, какао).
Все это привело к их резкому дефициту, а для Венеции, Генуи и Пизы стало лакомым куском, поэтому с начала XIII века они добились права торговли пряностями с мусульманами. А уже в XIV веке Венеция монополизировала ее, доведя цены до небес.
У французов же появилась поговорка : "Дорог, как перец" , что означало догоже золота, именно поэтому перцем часто платили штрафы и налоги.
Шафран был непомерно ценнен, что даже венецианский дож не смел брать его в дар.
КОРИЦА - ДОСТОЙНЕЙШИЙ ПОДАРОК ДЛЯ ПАПЫ И ИМПЕРАТОРА.
Самый парадоксальный поиск Христафора Колумба в XV веке( дорога в Индию привела в Америку) открыл новые пряности ( ваниль, ямайский перец, красные перцы) Европе и позволил Испании и Португалии контролировать места произрастания , о чем арабы даже и не думали.
Начало великих географических открытий и борьба за господство над коллониями привело к очередным попыткам культивировать заморские пряности на "своих" территориях. Одни из них были тщетными, другие заняли десятилетия : надо было не только понять, как доставить растения, но и создать подходящую среду, на которую уходили годы.
Все это делалось чтобы уйти от контроля над торговлей , с одной стороны, и самим стать монополистами в торговле определенными видами пряностей, с другой стороны.
Голландцы вели строгий учет деревьев мускатного ореха и гвоздики на островах Банда и Амбоине, уничтожив их на других островах Молуккского архипелага. Но этого было мало, поэтому для стабилизации цены на высоком уровне, они иногда сжигали запасы мускатного ореха и гвоздики.
После всех "пряных войн" к концу XIX века классические пряности произрастали в коллониях Ангии, Франции и Голландии. Китай же и Мексика остались независимыми на этом рынке.
Это был крах монополии одной страны, что сделало пряности доступными для большинства населения и потере их ценности для бизнеса, который уже нацелился на продукты индустриализации.
Результатом стало заметное уменьшение разнообразия пряностей в жизни людей, пока не изобрели консервацию, что подтолкнуло к увеличению их производства .
И вот "кривая" снова полетела вверх, но... Но скорость развития в XIX веке, по сравнению с предудущими веками, просто поразительная.
Искусственные пряности, эссенции, химические лекарства, ароматизаторы, бытовая техника и "натурале" снова опускается вниз. Мировые войны - многие классические пряности выброшенны из рациона большинства населения.
Но шаг за шагом, узнавая различные кухни мира, пряности возвращаются в нашу жизнь, делая ее разнообразнее, ярче и вкуснее.