Найти тему
Журнал ОБЗОР

Доказательства Бога по Булгакову. Иммануил Кант против Фомы Аквинского.

О том, существует Бог (Всевышний) или нет, спорят уже много тысяч лет. Верующие старательно аргументируют свои взгляды, тогда как скептики столь же старательно их опровергают. Фоме Аквинскому удалось соединить идеи Блаженного Августина и философию Аристотеля. Не прибегая к учению Церкви, философ на основании доводов разума и логики вывел доказательства бытия Бога.

Немецкий философ Иммануил Кант подверг критике 5 доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского. Однако мыслитель с удивлением обнаружил и сформулировал 6 доказательство - нравственное.

Михаил Афанасьевич Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита» сформулировал свои доказательства Высшей силы, которая управляет человеком.

Сформулированное Кантом доказательство существования Бога кратко можно назвать «законом внутри человека». Это нравственный (духовный закон).

Кант был потрясён этим открытием и стал искать начало этой могучей силы, которая заставляет человека претерпевать самые ужасные душевные муки и забывать про инстинкт самосохранения, даёт человеку невероятную силу и энергию. Кант пришёл к выводу, что ни в чувствах, ни в разуме, ни в природной и социальных средах Бога нет, как нет в них механизма порождения морали. Но он есть в нас. За несоблюдение его законов человека обязательно ждет наказание.

Немецкий философ считал, что в людях изначально (априори) сидит нравственный закон, который требует действовать порой вопреки всякой логике и прагматике. И вот это внутреннее требование Кант назвал категорическим императивом.

Именно он требует броситься, например, в горящий дом, чтобы вытащить оттуда незнакомого человека, хотя разум говорит, что делать этого не надо - опасно, и можно погибнуть самому. Логика выступает против, но нравственный закон внутри нас требует поступать «по-человечески». То есть нравственно, повинуясь долгу морали, исходя из чувства добра, справедливости, сострадания, альтруизма.

Откуда в людях это? Иммануил Кант считал, что это (как и наша способность мыслить о всеобщем и понимать красоту) просто заложено в человеческую природу. A priori означает - изначально, то есть человеку это дано просто потому, что он человек. То есть это от Бога.

Таким образом, доказательство бытия Бога, данное Кантом, опирается не на внешний предмет, не на вопрос устройства мира, его движения и т.п., а на внутреннее, духовное, человеческое свойство. Это доказательство в каждом из нас в тот момент, когда мы подчиняемся закону категорического императива и поступаем по совести.

Там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Иммануил Кант считает, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.

Кант против Аквинского.
Кант против Аквинского.

Интересен факт, что великий русский писатель Михаил Булгаков в своем бессмертном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного из героев приводит 7 доказательство бытия Бога - «человек не способен управлять своей жизнью по своей воле» и «оборвать волос, на котором висит жизнь человека, может только тот кто её подвесил».

– Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?

– Увы! – с сожалением ответил Берлиоз. – Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может.

– Браво! – вскричал иностранец. – Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!

– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством.

– И мне жаль! – подтвердил неизвестный, сверкая глазом, и продолжал: – Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

– Виноват, – мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И в самом деле, – тут неизвестный повернулся к Берлиозу, – вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас… кхе… кхе… саркома легкого… – тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, – да, саркома, – жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, – и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье – совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, так как неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управлял так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? – и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком.

Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вы скажете - он сам так собой управил? («Мастер и Маргарита» М.Булгаков).

– Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу. Имейте в виду, что на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! И вам оно сейчас будет предъявлено.

ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО.

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

-2

На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).

Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость - стремление постичь Бога, наука же - способствующее этому средство.

Эти аргументы никак не могут доказать существование именно конфессионального Господа, христианского или какого-либо еще. На их основании нельзя утверждать, что существует именно тот Творец, которому поклоняются последователи авраамических религий. Эти тезисы доказывают существование Высшей силы управляющей всем сущим.

Можно ли мыслить Бога в рамках человеческих понятий о добре и зле, которые, как показывает история, постоянно претерпевают изменения? Меняются ценности этические – меняются ценности и эстетические. То, что вчера казалось эталоном прекрасного, сегодня – образчик посредственности. То, что было добром двести лет назад, сегодня квалифицируется как экстремизм и преступление против человечности. Вписывание Бога в эти рамки человеческих понятий делает его всего лишь еще одной мыслительной категорией.

Никакие понятия и категории человеческого ума неприменимы к Богу, а потому не могут служить доказательством его бытия. Господа (Всевышнего) познавать можно только через Веру.

Доказательства Бога по Фоме Аквинскому.
Доказательства Бога по Фоме Аквинскому.

В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны. Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви.

Из всего вышесказанного вытекает простой вывод: мы свободны в выборе между добром и злом, поэтому человек имеет ответственность – а, значит, Бог существует. Ответственность подразумевает свободу. Если нет свободы выбора, тогда ответственность за поступки на том, кто вместо тебя выбирает путь. Иногда, лучший способ научить человека - это предоставить ему возможность ошибиться, сделать неправильный выбор, свернуть не на ту дорогу. После такого урока, у человека разумного, появляется больше мотивации прислушиваться к внутреннему голосу (интуиции), который называют - голосом Ангела-Хранителя (Бога). Тогда становиться понятно, почему Господь допускает ошибки человеческие - проблемы, трагедии и несчастья людей. Это плата за ранее не усвоенные, не понятые, не осознанные - уроки бытия.

Интересен факт, что выдающийся русский поэт и современник Канта – Гавриил Державин, в своей известной оде «Бог» приходит тому же выводу: «Я есмь – конечно, есть и Ты!».

Евангелие от Иоанна, стих:

7:16. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

7:17. Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

Другие статьи по заданой теме, читайте в Журнале «Обзор»:

РЕЛИГИЯ - ЭТО ВЕРА И РИТУАЛ. РИТУАЛ НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА БЕЗ ЧУВСТВА ВЕРЫ. https://zen.me/1ZakXQ

РЕЛИГИОЗНЫЙ РАЗЛОМ. https://zen.me/tvjfB

НАУКА И РЕЛИГИЯ: АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. https://zen.me/OJOdx

РЕЛИГИОЗНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. https://zen.yandex.ru/media/pressobzor/religioznaia-evoliuciia-chelovechestva-polnaia-versiia-5f9dccba49505f681190a3fc

Другие статьи читайте на канале Журнала Обзор. Всю информацию, которая указана в статье, можно перепроверить в первоисточниках, которые указаны в комментариях.

Чтобы больше людей прочитали статью - ставьте, пожалуйста, «понравилось» и подписывайтесь на канал. Отвечаю на комментарии, дискутируем, обсуждаем.

Дата публикации: 27.05.2021. Игорь Автор, Главный редактор.