Беседа о страхах перед утренней медитацией курса Река Жизни.
Приветствую вас, друзья! Начинаем утреннюю медитацию. Меня зовут Александр Санкин, я - автор и ведущий трансформирующего курса по самопреобразованию, по саморегуляции Река Жизни. Главная цель нашего курса - это избавление от страданий, в том числе, от страхов. Страхи страдательны. Когда мы боимся, мы испытываем болезненные чувства, неприятные ощущения. И сегодня я хотел поговорить о страхах.
Я читаю книгу «Двери иных миров», авто - великий фантаст, мой любимый, Роберт Хайнлайн. В мире его называют величайшим фантастом всех времён и народов. Но то, о чем я хотел поговорить , это никакая не фантастика, это повседневная жизнь каждого человека. Только полностью просветлённые араханты защищены от всех видов страданий, в том числе, от всех видов страхов. И цель нашего курса - сделать из обычных людей арахантов помочь избавиться от всех видов тревог и страхов. И это возможно, есть прекрасная методика Готамы Шакьямуни, которую я взял за основу курса Река Жизни.
Я хочу прочитать вам отрывок из книги Роберта Хайнлайна, который привёл меня к мысли, что перед утренней медитацией нужно поговорить о страхах. Слушайте внимательно, друзья, это вам поможет. Итак, персонаж Хог попал в очень трудную жизненную ситуацию, он очень взволнован, не понимает, что происходит, не помнит, что делает днём. У него провалы памяти, и он боится, что в те часы, о которых он ничего не помнит, он совершил что-то ужасное. Развратные действия или, может, даже уголовное преступление. Не буду спойлерить, почитаете, очень интересная книга, называется «Двери иных миров».
Такой диалог состоялся у испуганного мистера Хога с детективами, которых он нанял, чтобы они проследили, что он делает днём. Детективы - муж и жена, мистер и миссис Рэндел. И вот он говорит о своих страхах: «Миссис Рэндел, а бывало ли у вас так, что вы услыщите за спиной какие-то звуки и боитесь повернуться? Случались ли вам когда-нибудь проснуться посреди ночи и лежать с плотно зажмуренными глазами, чтобы только не узнать, что именно прервало ваш сон? Есть такие разновидности зла, которые проявляют себя лишь тогда, когда их существование осознанно и признано, когда им смотрят в глаза. И вот здесь есть нечто, чему я не в силах посмотреть в глаза», - огорчённо добавил он, - «мне показалось, что во мне есть такие силы, но я ошибался».
– Оставьте, - попробовала успокоить его Синти, - реальные факты почти всегда оказываются лучше наших страхов.
– Вы уверены в этом? Почему им не быть значительно хуже наших страхов?
– Потому что так не бывает, они лучше, - Синти смолкла, осознав вдруг, что расхожее мнение, которое она преподносит с таким апломбом, всего лишь бодренькая утешительная ложь, из тех, какими взрослые успокаивают детей. Она вспомнила свою мать, та легла в больницу, опасаясь аппендицита, и друзья, и всё любящее семейство единодушно считали это обычной мнительностью, и умерла там от рака. Нет, факты и правда бывают значительно хуже самых страшных страхов.
Я сам так говорю часто, цитирую Робина Шарму, этот великий писатель и тренер говорит, что, когда мы от страхов убегаем, они нас настигают. Но вот, если обернуться и страху в глаза посмотреть, он теряет свою власть над нами. Если страх доброжелательно исследовать, то он перестаёт быть страшным. Но очень многим трудно посмотреть страху в глаза. Уж лучше бояться и что-то себе придумывать, потому что то, чего мы боимся, от чего мы убегаем, то, на что мы глаза закрываем, оно намного страшнее всего, что нам может в голову прийти.
Вот я осознал, что есть страх посмотреть в глаза своему страху. У меня-то, друзья, страхов никаких нет, как, наверное, многие из вас знают. И это состояние блаженное, прекрасное, и я хочу вам помочь к этому состоянию прийти. Как это сделать, если страшно в глаза страху посмотреть? Если совет исследовать свой страх не работает для многих людей. Ест такие вещи, о которых немыслимо даже подумать.
Так вот, обращаемся к учению Готамы, к автору метода, который говорит о том, что существует три характеристики обусловленной реальности, то есть, той реальности, в которой что-то зависит от чего-то. Три вида реальности считаются обусловленными, и нет никого, кто мог бы это оспорить, а именно: материя, все формы – одна категория, материя всегда от чего-то зависит, на неё всегда что-то воздействует, и она находится в процессе постоянных перемен Сознание - другая категория реальности, зависит от многих факторов, зависит от наших установок, и тоже изменчива. И ментальные факторы, они тоже то появляются, то исчезают. То же касается и страха, он не всегда же присутствует, он появляется, он разрастается, потом исчезает. Страх – это такой яркий пример ментального фактора . Есть такие элементы, как ментальные факторы. Их ещё называют волевые формирователи, или кармические следы, или просто отпечатки. Ещё их называют шаблоны или умственные конструкции. Они реально существуют, но они не зависят от других категорий реальности. То есть, на них влияет сознание, а они влияют на сознание. На них влияет материя, а они влияют на материю и т.д. То есть, эти три категории, они взаимозависимые. И есть четвёртая категория, где нет страхов. Если бы не было этого бессмертного, вечного, блаженного элемента, который автор метода Готама назвал ниббана, если бы не было ниббаны, этого высочайшего освобождения, то и не было бы конца и края страхам и страданиям. Просто не было бы по определению. Но есть элемент освобождения - такая реальность, где нет страхов, где нет ничего, что возникает, где нет ничего, что разрастается, где нет ничего, что уменьшается, и где нет ничего, что исчезает. Эта категория реальности называется ниббаной, и каждый может на своём личном опыте её познать. Как раз к этому и ведёт медитация, которую мы сейчас будем делать.
Встреча с ниббаной - это окончательное избавление от всех страхов. Но, чтобы ниббану увидеть, нужно правильные взгляды сформировать, теорию метода, которую мы по субботам проходим. То, что я говорю - 4 благородные истины. Любой с этим согласится, кто приложит какое-то усердие, чтобы это всё обдумать. Тут всё очень логично, и всё подтверждается личным опытом. Три характеристики - непостоянство, безличность и страдание. Признать эти три характеристики, то есть, согласиться со своим собственным опытом, признать, что есть страдание, что всё непостоянно. И 4 благородные истины - что страдание существует, тот же страх, он существует. Второе - есть причина этого страха. Это неведение, злость, алчность или попытка что-то удержать. Причины одни и те же у всех видов страдания. Ненависть, он же гнев, он же страх. Страх – это тонкая форма злости. Страх – это тонкая форма ненависти. Страх – это тонкая форма гнева. Но это тот же самый ментальный фактор, можно сказать, что это синоним. Страх, неприятие, отторжение чего-то. И наоборот что-то, что мы хотим притянуть к себе, удержать, это алчность или привязанность . Или жажда, можно назвать, или неведение, из которого разворачиваются все остальные звенья цепи, которые удерживают существа в оковах страдания и страха.
Итак, правильные взгляды формируем, признаём 4 благородные истины, признаём три характеристики реальности, признаём 12-членную цепь зависимого возникновения пока на теоретическом уровне. Про 12-звеньевую цепь мы будем говорить с буддийским монахом традиции Тхеравада, Лесной линии Аджана Ча из монастыря Амаравати в Англии, будет прямая трансляция для нашего курса Река Жизни. Поговорим с Аджаном как раз о 12-членной цепи зависимого возникновения, о законе Пратитья Самупада. Очень важная ключевая часть правильных взглядов - это понимание того, что существует закон зависимого возникновения вещей, явлений, событий и т.д.
Так вот, первое - правильные взгляды, второе - правильная цель, понять для себя и решить, что необходимо избавиться от страхов, возможно избавиться от страхов, ставлю себе такую цель - избавление от страхов. Знаю, что есть такое состояние, я пока ещё его видел , но верю учителю, верю Санкину, верю Готаме Шакьямуни, верю Сарипутте, верю Аджану Ньянанадассана. Кредит доверия даю на какое-то время, но обязательно проверю на личном опыте. Вот такой должен быть подход - верю, правильных взглядов придерживаюсь, не отрицаю, что да, существует, наверное, состояние, где нет страдания, и намерен пройти по этому пути, пройти в это состояние, ничего такого аморального от меня не требуется для этого. А наоборот требуется этичный образ жизни, а это и так следует делать. Отказ от алкоголя, от наркотиков - это и так хорошая идея. Правильная речь – мягкая речь, доброжелательная, не пустословие, не сплетни в любом случае, это полезно для человека, который общается с другими людьми. Правильные средства к жизни. Это я сейчас вам перечисляю этапы Благородного восьмеричного пути. Это также и условие вхождения в ниббану и полного освобождения от всех видов страха, которое после этого немедленно произойдёт. И навсегда причём вас отпустят страхи. Не так, что придёт временное облегчение, а потом опять страхи нахлынут. Если так, то вы ещё не дошли до ниббаны. А если полное окончательное освобождение, тогда да, вы знаете, что вы этот путь прошли. Остаток жизни проживёте в бесстрашии, спокойствии и блаженстве. И умрёте легко, не будет у вас никакой паники. Не будет у вас ни по отношении к чему ни жажды, ни злости, ни неведения относительно того, что это такое.
Так вот, я перечисляю 8 этапов пути, который начинается с правильных взглядов, включает в себя правильную цель, правильную речь, правильные средства к жизни, правильную осознанность, правильное усердие, правильные действия. Всё это я даю на нашем курсе Река Жизни, также всё это есть в Палийском каноне. Ничего нового я не говорю, я даю технологию, которой 2600 лет. И которую я на личном опыте апробировал и вижу, что отлично работает. И как методолог могу сказать про эту технологию, не просто ништяк, а как говорят американские критики - two horns up. Великолепная методология Готамы Шакьямуни, как методолог могу засвидетельствовать. Идеальный метод, очень чёткий, очень структурированный, пошагово расписанный. Просто бери и делай. И в итоге освобождаешься от всех видов страхов.
Восемь этапов пути и заключительный - это правильная медитация. Без медитации ничего не получится. А если просто медитировать без этих семи этапов, тоже ничего не получится. Очень многие люди медитируют, и пользу это даёт, и для мозга, и спокойней становишься, конечно, но нельзя про этих людей сказать, что они полностью избавились от страданий. Они себе и цели такой не ставили. Для них медитация - это просто как отдых, для кого-то это как религиозная практика сродни молитве, для кого-то это просто дань моде. Но в любом случае, полезно. В этом не откажешь, что любая медитация полезна, но вот правильная медитация, которая в сочетании с другими факторами, только она даёт освобождение от всех видов страхов навсегда.
Теперь о страхах поговорим. Смотрите, правильные взгляды и отношение к страхам в этих правильных взглядах следующее. Всё составное подвержено распаду. Это настолько важно, в этом вся дхамма, всё учение, весь метод Готамы. И это были его последние слова, обращённые к ученикам: всё составное подвержено распаду. Вот, собственно, все ваши страхи здесь. Всё распадётся, чего бояться, примите ваш самый большой страх, какой только есть в соответствии с действительностью, его познайте. Вы в этом можете много раз удостовериться и уже много раз удостоверялись, что всё переменчиво и всё смертно, мы все умрём. Мы все умрём, и дети, за которых мы так переживаем и родители, за которых мы так переживаем, мужья и жёны, наши близкие - все умрут, все до одного. Этот факт надо признать. И дом, которым мы так гордимся, он, может, нас переживёт, но он тоже не вечен. И любой город рано или поздно перестанет существовать. И любая цивилизация рано или поздно перестанет существовать. По сравнению с жизнью мотылька это может быть долгий срок. Но по сравнению со сроком , отпущенным нашей Земле, это очень краткий миг, как жизнь мотылька. Это как щелчок пальцев. Вот щелчок пальцев, и цивилизация прекратила существование. То же касается и Земли. Щелчок пальцев, и нет её. И то же касается и солнца. Щелчок пальцев, и солнце погасло. Щелчок пальцев, и вся вселенная схлопнулась. Это вопрос времени. Любой астроном, любой физик вам скажет, что вселенная смертна. Есть энтропия, она расширяется, а потом она назад схлопывается в исходную точку. Вот это нужно признать, что всё очень временно, непостоянно. Всё, кроме одного элемента - кроме ниббаны. Она вечна, она не подвержена никаким изменениям. И она есть убежище от всех видов страданий.
Поэтому, если всё непостоянно, если смерть неизбежна, если жизнь скоротечна, подобна жизни бабочки, но что тогда? Смириться с этим лучше, чем не смириться, потому что мы не можем на это повлиять. И проблема не в смерти, умирали мы все уже много раз, просто не помним этого. И много раз возрождались, потому что человек – это просто кучка элементов, физических и ментальных. И сознания, которое тоже бывает разных видов, и его тоже можно считать элементом. Итак, сознание , ментальные факторы и материальные наши, телесные составляющие – это просто кучки элементов, их пять различают в учении Готамы. Пять кучек элементов. Но есть другая классификация, где их две: намо рупа, сознание и тело. Две кучки элементов, можно на 5 разделить, можно дальше дробить - неважно, это просто набор неких элементов, каждый из которых переменчив. И вот они все постоянно меняются. Распалось тело - считается, что это смерть, но поток сознания остался и ищет себе новое тело. Распался поток сознания - это тоже вопрос времени. И снова в какой-то комбинации появился в зависимости от предыдущих поступков и намерений. И вот тебе новое рождение произошло, по кругу это идёт. По кругу бесконечное количество раз. Много раз умирали, много раз видели смерть близких, много раз видели то, чего боимся.
И снова увидите, друзья, если не предпримите действия для того, чтобы сойти с этого поезда, с этой карусели. Сказать - мне это неинтересно, я настрадался достаточно, я не восхваляю никакого существования, я праведно проведу остаток этой жизни, но больше я не буду бояться. В принципе вы уже и в этой жизни не будете бояться, если вы ниббаны достигли. Но вы скажете – больше не буду перерождаться, эта жизнь последняя, нет интереса у меня к этой постоянной веренице рождения и смертей. Это не моё, меня здесь нет, я умываю руки и выхожу из игры. Я пребываю в блаженстве и спокойствии в вечности ниббаны. Вот это решение араханта. Это решение делает человека арахантом. И навсегда истреблены все страхи.
Ещё один пример в отношении страхов хочу привести. Есть такой фильм «Монгол», история Чингисхана известная, а это хороший фильм. И там финальная сцена, когда Чингисхан войско своё собрал, а напротив другое войско, которое крупнее и сильнее, чем его. Это был бой, после которого была открыта дорога к его власти над миром, ну, можно сказать, над половиной мира. Его называли потрясатель вселенной. Он огромную империю создал и одерживал только победы после вот этой первой победы. Как эта победа была одержана? Монголы были суеверные, боялись очень грозы, боялись молнии и грома. И тут как раз перед этой самой битвой началась гроза. И не шелохнётся Чингисхан, тогда он ещё не был Чингисханом, его позже провозгласили, после этой победы, когда он объединил все племена. Тогда он был просто Тимуджин. Он невозмутим, соответственно, его войско, глядя на него, невозмутимо. А другое войско в смятении, они боятся грозы. И эти чувствуют страх тех и в итоге побеждают. И у него потом спрашивают, как же так, почему ты не испугался, все монголы боятся грозы. А он говорит - когда я был маленьким мальчиком, убегая от своих врагов, я жил в степи, мне приходилось быть бездомным, скитаться. И мне негде было укрыться от грозы. И я так сильно и так много боялся, что мне надоело бояться. И с тех пор я перестал бояться.
Вот так же, друзья, я могу вам дать метод. Все страхи, которые могут быть, вы все их уже испытали, все беды и несчастья, которые могли только быть, вы их все испытали, и вы говорите – мне надоело бояться, я всё это уже видел, плавали - знаем. Всё пережил, ничего хорошего в этом нет, я выхожу из этой игры, я больше не боюсь.
Как навсегда положить конец страданиям и страхам? Как стать всегда доброжелательным, лучезарным, счастливым, энергичным и бесстрашным человеком?
Ответ - в учении исторической личности принца - отшельника Готамы Шакьямуни, известного как Будда. Ответ - в Благородном Восьмеричном Пути (методе Готамы).
Ответ - в Палийском Каноне, которому 2600 лет. Ответ - на бесплатном курсе Река Жизни. Ответ - в этом видео.
Друзья, присоединяйтесь к моему бесплатному курсу по самопреобразованию Река Жизни, основанному на победоносной методике принца Готамы! Навсегда положите конец всем вашим страхам и страданиям!