Талха и Зубайр присягнули Достопочтенному Али по своей воле, но потом отступились от принесенной присяги и восстали против него. Однако между ними обоими возникло серьезное разногласие. По пути в Басру они поспорили друг с другом из-за того, что возглавит пятничную молитву. В итоге, Айша запретила им обоим предстоять на молитве и поручила эту обязанность сыну Зубайра – Абдаллаху. Му’аз говорит: «Да будет свидетелем Аллах, что эти двое, пусть они даже разобьют Али и одержат победу, никогда не смогут договориться друг с другом по поводу халифата»[1].
Когда Айша и сопровождавшие ее продвигались к Басре, произошло следующее событие:
«Мать правоверных Айша, заслышав о местности аль-Хаваб, сказала: «Я должна вернуться обратно, потому что однажды Пророк сказал своим женам, одной из которых я и являюсь: «Я вижу, как одна из вас будет проходить через местность аль-Хаваб, и тамошние собаки будут на нее лаять». Потом Пророк повернулся ко мне и сказал: «Уж не ты ли это, Хумайра?». Как дальше ни старались убедить Айшу продолжить путь, у них ничего не получалось. Ат-Табари даже говорит о том, что Айша посадила своего верблюда и оставалась на одном и том же месте до следующего дня. Потом племянник Айши Абдаллах б. Зубайр призвал Аллаха в свидетели и сказал, что это была другая местность, а не аль-Хаваб, который они давно уже проехали. Однако это не убедило Айшу. Тогда ее спутники привели к ней местных бедуинов. Все они свидетельствовали, что она находится не в аль-Хавабе. Исламская история еще не видела такого лжесвидетельства. На подступах к Басре, наместником которой был Усман б. Хунайф, они стали спускаться к городу»[2].
Когда войско Айши подступало к Басре, назначенный Достопочтенным Али наместником в Басру Усман б. Хунайф рассказал народу об этом войске и предупредил их о смуте. Искренне преданные Достопочтенному Али люди четко заявили о том, что они готовы защищать Басру[3].
Когда Айша, Талха и Зубайр подошли к Басре, они расположились в местечке под названием аль-Марбад и призвали людей воевать против Достопочтенного Али, чтобы отомстить за убийство Усмана. Люди разделились на две группы. Одни считали правыми Айшу и тех, кто был с ней, а другие – считали правым Достопочтенного Али.
В это самое время Джарийа б. Кудама сказала Айше, дабы наставить ее:
«О мать правоверных! Клянусь Аллахом, что убийство Усмана было столь же простым, как и твое решение оседлать этого проклятого верблюда, выйти из дома и приехать сюда. У тебя были покрывало, защита и неприкосновенность, дарованные тебе Аллахом. Ты порвала их и выбросила. Ты уничтожила свою неприкосновенность. Решившийся воевать с тобой решиться тебя и убить. Если ты пришла с настроей воевать с нами, то возвращайся домой… А если же ты пришла воевать с нами не по своему желанию, то попроси у людей помощи, чтобы они вызвалили тебя из этого положения, которое тебе нежеланно»[4].
Наместник Басры Усман б. Хунайф не желал пролития крови и ожидал прибытия в Басру Достопочтенного Али. Тем временем, обе стороны приняли решение отправить в Медину послов. Посол должен был спросить у жителей Медины, принесли ли Талха и Зубайр присягу по своему желанию или под принуждением. Если они присягнули под принуждением, то Усман б. Хунайф сдал бы им город, но если они присягнули по своей воле, то уже Талха и Зубайр должны были оставить город и уйти»[5].
Посол вернулся обратно и сказал, что Усама б. Зайд сказал о том, что Талха и Зубайр принесли присягу под принуждением, а жители Медины рассказали ему, что они сделали это по своей воле.
После этого некоторые люди из войска Айши напали на резиденцию наместника, вырвав у Усмана б. Хунайфа волосы, бороду, брови и ресницы. Они также убили несколько человек»[6].
В это время Достопочтенный Али направлялся к Басре. Дойдя до Рабазы, он отправил гонца к наместнику Куфы Абу Мусе аль-Ашари и попросил его о помощи. Однако он не дал положительного ответа на эту просьбу и запретил людям помогать Достопочтенному Али[7].
Однако и среди куфийцев были те, кто примкнул к войску Достопочтенного Али. Достопочтенный Али обратился к ним со следующей речью:
«О куфийцы! Я призвал вас сражаться с нашими братьями из Басры. Если они отстранятся, то этого мы и хотим. Если они будут упорствовать, мы постараемся исцелить их мягкостью. Мы не начнем, пока они сами не поступят несправедливо. С позволения Аллаха мы предпочтем праведность нечестию. Мощь и сила принадлежат лишь Аллаху»[8].
Эта речь показывает отношение Достопочтенного Али к этим событиям.
Достопочтенный Али, который написал по пути в Басру множество писем Талхе и Зубайру, предостерег их от того, чтобы становиться орудием смуты.
Однако никто из них не внял призывам Достопочтенного Али о примирении. Тогда Имам Али обратился к своему войску со следующим возванием:
«Пусть никто не выпустит стрелы до тех пор, пока у противоположной стороны не будет оправдания и не будет представлено никаких доводов. Пусть никто также не кинет камня и не метнет копья»[9].
Достопочтенный Али встретился с Талхой и Зубайром и сказал им:
«Я вижу, что вы приготовили оружие, всадников и пехотинцев. Вы бы еще приготовили те оправдания, которые вы представите перед Аллахом. Побойтесь Аллаха. Не будьте словно женщина, которая сначала высучила шерсть, а потом начала ее расчесывать. Разве я не являюсь вашим братом по вере? Разве вы не считаете запретной мою кровь, а я не считаю для себя запретной вашу кровь? Что стало причиной того, что вы не считаете мою кровь запретной для вас?». Потом он обратился к Талхе: «Ты что оставил свою жену дома, а супругу Пророка (САВ) привел воевать? Ты что не присягал мне?». Потом он сказал Зубайру: «Мы считали тебя одним из Бану Абд аль-Мутталиб. Твой дурной сын вырос и испортил наши отношения». Затем он сказал: «О Зубайр! Помнишь ли ты, как вместе с Пророком ты навещал местность Бану Ганам? Пророк посмотрел на меня и улыбнулся. Ты же посмотрел на него и спросил его: «Сын Абу Талиба не отказывается от своего высокомерия». Посланник Аллаха сказал: «В нем нет высокомерия. Но ты будешь несправедливо воевать с ним». Зубайр б. Аввам сказал: «Да, все было так, как ты сказал». В предании говорится о том, что после этого разговора он покинул поле боя»[10].
Обе стороны построились в боевые ряды. Верблюжье войско начало обстреливать противника из луков. Тут и там в стане Достопочтенного Али стали погибать его соратники. Сначала был убит один, потом – другой, затем – третий. После этого Достопочтенный Али позволил им ответить и защитить себя по праву»[11].
Между двумя войсками началась страшная битва. Самые ожесточенные схватки происходили перед верблюдом Айши. Особая палатка, установленная на горбу верблюда, в которой сидела Айша, стала похожа на дикобраза из-за торчащих из нее стрел. Вокруг верблюда было убито множество мусульман.[12]
Все погонщики, правившие верблюдом Айши, были убиты. Пришел Мухаммад б. Талха, взял верблюда за поводья и спросил у Айши, что ему делать. Айша сказала ему не прекращать сражаться. Однако очень скоро Мухаммад б. Талха был убит[13].
Достопочтенный Али понимал, что битва будет продолжаться, пока Айша находится на поле боя. По этой причине он повелел Мухаммаду б. Абу Бакру (который был братом Айши и сражался в стане Достопочтенного Али) вместе с группой людей убить верблюда Айши и увести ее с поля боя. Они подрезали сухожилия на ногах верблюда и перенесли палатку с Айшой в лагерь Достопочтенного Али[14].
Достопочтенный Али вверил Айшу ее брату Мухаммаду б. Абу Бакру, который увез ее в Басру и разместил ее там в доме Абдаллаха б. Бадиля[15].
Битва завершилась победой Достопочтенного Али и его соратников. Достопочтенный Али сделал на поле битвы следующее заявление:
«Да будет вам известно, что мы не тронем раненых, не станем преследовать тех, кто бежал с поля боя. Никто не метнет копья в вернувшихся. Оставивший оружие, вернувшийся домой и закрывший двери будет в безопасности. Никто не тронет имущества Верблюжьего войска, кроме найденного на поле боя оружия и прочего военного снаряжения. Все имущество, помимо таких вещей, как найденное на поле боя оружие, принадлежит наследникам»[16].
Достопочтенный Али обратился с заявлением к воинам из Басры. «Чье имущество находится у бойцов нашего войска, пусть придет и возьмет его»[17].
Некоторые воины из войска Достопочтенного Али сказали:
«О Повелитель Правоверных! Если их кровь является для нас дозволенной, то почему для нам не дозволены их женщины?».
Достопочтенный Али сказал: «Таков подход к людям нашей кыблы». Потом он добавил:
«Вы тогда скажите еще, кому достанется Айша, которая является их предводительницей?».
Люди сразу же разошлись и сказали, что будут просить у Аллах прощения. Они поняли свою ошибку. Однако Достопочтенный Али выдал своим воинам из Байт аль-мал по пятьсот дирхемов[18]. По окончании Верблюжьей битвы Достопочтенный Али бродил по полю битвы в великой тоске. Он увидел Мухаммада б. Талху и сказал: «Клянусь Аллахом, это был праведный молодой человек». После этого он произнес молитву о прощении убитых на поле боя. Попросил Аллаха упокоить их души. Упоминая некоторых из них, он говорил о том, что они были добрыми и праведными людьми»[19].
Так или иначе, Достопочтенный Али совершенно не желал этой битвы. Он искал вские пути для примирения, но так и не добился успеха.
Достопочтенный Хасан передает, что в начале боя Достопочтенный Али сказал:
«О Хасан! Неужели все это происходит с нами? О если бы я умер двадцать или сорок лет назад»[20]
На протяжении всего боя Достопочтенный Али часто повторял эти слова. Согласно преданию, когда битва началась и стали погибать люди, Достопочтенный Али сказал: «Как бы я хотел умереть двадцать лет назад»[21].
Айша также пережила горькое сожаление из-за того, что события дошли до того, что против Достопочтенного Али было поднято восстание. Согласно преданию, когда Айша вспоминала события Верблюжьей битвы, она говорила: «О как бы я хотела сидеть так же, как мои подруги (другие жены Посланника Аллаха). Это было бы мне желанее, чем родить больше десяти детей от Посланника Аллаха»[22].
Когда Айша читала аят Всевышнего «оставайтесь в своих домах» (сура «аль-Ахзаб», аят 33), она плакала так, что ее покрывало намокало от слез[23].
Аз-Захаби говорит:
«Несомненно, Айда горько пожалела о том, что отправилась в Басру и приняла участие в Верблюжьей битве. Она не предполагала, что дело дойдет до такого»[24].
Достопочтенный Али отправился в дом, в котором находилась мать правоверных Айша, и навестил ее, спросив ее о ее делах. Он отправил ее вместе с братом в Медину. Он отправил в качестве ее сопровождения несколько женщин, которые повязали на головы чалмы и подпоясались мечами[25].
В это самое время Марван б. Хакам отправил Достопочтенному Хасану, Достопочтенному Хусейну и Ибн Аббасу весть, попросив их поговорить о нем с Достопочтенным Али. Достопочтенный Али сказал: «Он в безопасности, пусть идет туда, куда пожелает». Однако Марван не пошел против этого благородного поступка и присягнул Достопочтенному Али. Марван похвалил этот поступок Достопочтенного Али и сказал Достопочтенному Хасану: «Я не видел более благородного человека, чем твой отец. Он защищал нас даже во время Верблюжьей битвы, а его глашатаи кричали, чтобы никто не преследовал покинувших поле боя и не причинял вреда раненным»[26].
В более поздних своих выступлениях Достопочтенный Али описал воевавших с ним басрийцев как «воинов женщины и последовавших за животным» (подразумевается верблюд, на котором сидела Айша) и упрекнул их: «Ваши нравы низки, ваша верность – это раздор, ваша религия – это лицемерие, а ваша вода – соленая»[27].
Согласно преданию, в речи, произнесенной сразу после битвы, он сказал: «Сегодня я не собираюсь осуждать тех, кто присоединился к нам или к другим. Я осуждаю только тех, кто воевал со мной»[28].
По поводу Айши он сказал следующее:
«…Ее охватила женская слабость. В ее груди, как в плавильном котле, постоянно кипела ненависть. Если бы то, что сделали со мной, призвали сделать с другими, она бы этого не сделала. Но сегодня она пользуется таким же уважением, как и в первые дни, а расчет будет у Аллаха»[29].
Др. Хайдар Баш
[1] Тарих-и Табари, т. 5, с. 169.
[2] Шарх Нахдж аль-Балага, т. 9, с. 312; аль-Имама ва-с-сийаса, с. 82; Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 395.
[3] аль-Имама ва-с-сийаса, с. 83.
[4] Тарих-и Табари, т. 3, с. 482; аль-Камиль фи-т-тарих, т. 3, с. 213.
[5] аль-Имама ва-с-сийаса, с. 87; Тарих-и Табари, т. 3, с. 483-484; аль-Камиль фи-т-тарих, т. 3, с. 215.
[6] Тарих-и Табари, т. 3, с. 484; аль-Мас’уди, Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 367.
[7] Предводители Божественого руководства, с. 264.
[8] Тарих-и Табари, т. 5, с. 519.
[9] Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 270; аль-Имама ва-с-сийаса, с. 91.
[10] Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 270; аль-Имама ва-с-сийаса, с. 91.
[11] аль-Имама ва-с-сийаса, с. 95.
[12] Аль-Бидайа ва-н-нихайа, т. 7, с. 253; Тарих-и хулафа, с. 190.
[13] Насаб-и Курайш, с. 281; аль-Бухари, т. 1, с. 110.
[14] Аль-Хаттаби, аль-А’лам аль-хадис, т. 3, с. 1611.
[15] Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф, т. 15, с. 286.
[16] Тарих-и Йа’куби, т. 2, с. 172; Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 371.
[17] Хилафат Али, с. 168; Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф, т. 15, с. 286.
[18] Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф, т. 15, с. 286; Фатх аль-Бари, т. 13, с. 57.
[19] Ибн Аби Шайба, аль-Мусаннаф, т. 15, с. 261. Аль-Мустадрак, т. 3, с. 103, 104, 375.
[20] Аль-Ахдас, с. 217.
[21] Ну’айм б. Хатам, аль-Фитан, т. 1, с. 80.
[22] Ну’айм б. Хатам, аль-Фитан, т. 1, с. 81.
[23] Сийар а’лам нубаля, т. 2, с. 177; ат-Табакат, т. 8, с. 81.
[24] Сийар а’лам нубаля, т. 2, с. 177.
[25] аль-Имама ва-с-сийаса, с. 98; аль-Мас’уди, Мурудж аз-захаб, т. 2, с. 379; аль-Харазми, аль-Манакиб, с. 115.
[26] Сунан Саид б. Мансур, т. 2, с. 337; аль-Маварди, аль-Хави, с. 111; Фатх аль-Бари, т. 13, с. 62.
[27] Нахдж аль-Балага, с. 137.
[28] Шейх Муфид, аль-Иршад, т. 1, с. 256.
[29] Нахдж аль-Балага, с. 160.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"