Экоактивизм подростков — социальный феномен, вокруг которого не угасают споры. Что это: заря социальной революции и зарождение экосознательного поколения, чья-то искусная манипуляция или хайп?
Девочка с транспарантом
Год назад даже тот, кто не следил за новостями, уже знал имя шведской школьницы Греты Тунберг. Осенью 2019 года она выступила на Саммите ООН с обличительной речью, и её «How dare you?», брошенное мировым политикам в лицо, стало нарицательным.
Пример с Греты в ее пламенной борьбе за сохранение планеты ещё до той речи взяли многие подростки мира. Грета прославилась в 2018 году, когда стала пропускать школу и часами сидела у шведского парламента с транспарантом «Школьная забастовка за климат».
Весть о девочке, в одиночку бастующей ради того, чтобы спасти Землю, быстро разлетелась по миру. Сотни, потом тысячи и десятки тысяч школьников стали пропускать по пятницам школу и выходить на забастовки во имя природы. Из этого выросло движение Fridays for future («Пятницы ради будущего») — теперь это 14 млн сторонников.
Возник социальный феномен — подростковый экоактивизм. С тех пор не угасают споры о том, что это на самом деле. Помешательство, повод прогулять школу, чья-то искусная манипуляция или свидетельство того, наш мир ждет блестящее будущее?
Из детства во взрослую жизнь
Молодёжное экодвижение нарастало в 2019 году. Подростки со всего света договаривались в соцсетях и в назначенный день и час выходили на городские площади с плакатами. Личное участие Греты в нескольких забастовках подстёгивало активистов, а потом школьники стали придумывать собственные кричалки, лозунги и мемы для транспарантов.
Что побуждало миллионы школьников идти на площадь бастовать «за природу»?
«В каждом возрастном периоде есть нормальные формы поведения и есть задача, успешно решив которую человек переходит в следующий. И протест — возрастная норма для подростков», — объясняет психолог Марина Гогуева.
Главная задача подросткового возраста — перейти из детства во взрослую жизнь, завершить отношения с родителями с позиции маленьких детей, стать равными им и начать партнёрские отношения.
«А как отпочковаться от родителей, если это они отвечают за тебя, твою безопасность, кормят, поят, одевают? Через протест, через обесценивание того, что ценно им, другим взрослым, педагогам», — поясняет психолог.
В лозунгах школьники заявляют, что взрослые живут неправильно, что они уничтожают планету, ответственны за катастрофы, за разрушенное будущее, искорёженное настоящее — или как обвиняла взрослых Грета: «Вы украли моё детство».
«Молодёжный протест есть в каждой исторической эпохе, но у каждого своя форма — когда-то это были хиппи и сексуальная революция, сегодня, как вариант, экологический активизм», — добавляет Марина Гогуева.
Знания дарят уверенность
В наши дни от информации скрыться невозможно. Подростки, как и все, видят новости о страшных сибирских и австралийских пожарах, об ураганах и потопах, о людях, страдающих от засух, о гибнущих животных. И тревога от таких новостей проникает в и без того борющуюся со страхами душу ребёнка.
«В каждый возрастной период мы переживаем нормальные возрастные страхи. Они не должны мешать жить или радикально влиять на поведение, но они есть. Для подростков такой возрастной страх — страх стихийных бедствий, войны, катастрофы техногенной и экологической в том числе. И их беспокоит не столько само явление, сколько последствия — разрушенный дом, гибель близких или разлука с ними», — комментирует Марина Гогуева.
Внутренний страх легко «привязывается» к реальным экологическим проблемам и превращается в мысли о конце света из-за безалаберного отношения людей к природе. Появился даже специальный термин, описывающий это состояние — экотревожность. Сама по себе для нервно-психически сильного ребёнка она, по словам Марины Гогуевой, не опасна, но если у ребёнка возникает сильная тревога, то стоит познакомить его с альтернативными точками зрения на положение дел с планетой.
Дети, вооружённые знаниями, становятся увереннее. Они отбрасывают чувство внутренней беспомощности и, чтобы не дать ему вернуться, действуют — выступают за природу.
Сегодня — активист, завтра — будущее мира
Актуальность проблем природы выдвинула экологическую деятельность в тренды, сделала её модной, способной прославить. Это случается с теми, кто перешёл на созидательный экоактивизм — организует сбор мусора, запускает петиции, разрабатывает технические новшества для решения экологических проблем.
По мнению психолога Марины Гогуевой, родителям в общении с юным экоактивистом надо не забывать, что в семье всё-таки главные они, взрослые, но и ребёнок — тоже отдельный человек, личность. Родителю не стоит отмахиваться от доводов и мнения детей, если они разумны.
«Если ребёнок хочет соблюдать какие-то правила, и они не угрожают его жизни и здоровью, то пусть делает это. Можно сказать ему — окей, я от машины отказываться не буду, она мне нужна для работы, но если ты сам хочешь делать что-то для природы, то можешь готовить себе еду и брать с собой. Если родители найдут какие-то правила разумными и удобными для себя и поймут, что можно принять их, то почему бы нет. Но родитель вправе и не разделять позицию ребёнка», — объясняет Марина Гогуева.
Нельзя сказать, будут ли подростки-активисты вести экологичный образ жизни во взрослом возрасте, но из них вполне могут вырасти люди, которые уже «на автомате» будут делать выбор в пользу природы.
Если подросток ударился в экоактивизм, надо как минимум выслушать его мысли. Полезно дать ему книги или журналы про окружающую среду, показать фильмы. Можно вместе начать разделять мусор или отказаться от одноразовых стаканчиков. Пусть ребёнок действует и своими руками меняет что-то в своей жизни — тогда протест перерастёт в позитивные для окружающего мира перемены.
Источник — портал «Мел»