На рынке произведений живописи масса подделок. В СМИ приводятся разные процентные данные (от 30 до 70).
Так, и при подготовке статьи об Амедео Модильяни (Maudit (Проклятый), встретилось много материалов о том, что его работы (как и Ван Гога) часто подделывают. Это связано, в первую очередь, с характером, стилем жизни художника, манерой написания работ, а также и «своеобразием» его арт-дилеров. Так, в 2018 году разразился скандал, когда полиция объявила фальшивыми 20 картин Модильяни, экспонировавшихся в Генуе, во Дворце дожей. Любопытно, не будут ли эти картины Модильяни представлены на выставке, которая приурочена к 100-летию со дня смерти художника и пройдет в этом году в Вене.
Существует несколько каталогов-резоне работ Модильяни — составленные разными экспертами списки всех произведений художника, из которых каталог Черони признается самым надежным источником для определения подлинности работ Модильяни. Но... оказалось, что после смерти Черони его вдова стала выдавать поддельные сертификаты подлинности, подписывая их именем покойного супруга...
Вокруг подготовленного нового каталога-резоне, который должен составить серьезную конкуренцию каталогу Черони, якобы изобилующему ошибками, в 2020 году шла серьезная судебная тяжба. На кону — немалые денежки за атрибуцию (в данном случае - определение подлинности и авторства художественного произведения), которая по-прежнему очень актуальна.
Живописные полотна известных мастеров подделывали во все времена. Например, еще Дюрер судился в 1506 г. с каким-то «умельцем», подделавшим около 1000 его гравюр.
В конце 19 века американцы стали активно скупать произведения искусства, взвинтив цены и подстегнув рынок живописи, в т.ч. подделок.
В 20 веке подделка картин приобрела необыкновенный размах. Его называют золотым веком фальсификации. Причин тут много и одновременно одна — экономическая (денежки). Именно в 20 веке на рынке произведений искусства появилось большое количество нуворишей, в частности, из Китая и России, которые искали варианты беспроигрышного вложения денег. И понятно, приобрести они хотели и хотят признанные шедевры, количество которых ограничено, при этом владельцы не так часто выставляют шедевры на продажу. И тут на «помощь» приходят другие люди, которые изготавливают и продают подделки. Спрос определяет.
Подделка (фальсификация) в искусстве — изготовление произведений искусства в подражание стилю какой-либо исторической эпохи или какого-либо известного мастера с целью сбыта. Мошенничеством такое изготовление становится при наличии умысла выдать работу за подлинник мастера для извлечения материальной выгоды.
Существует несколько способов подделки, мошенничества в этой сфере, например, - выдать картину неизвестного художника за картину признанного/популярного мастера, или - выдать современную картину за подлинник известного художника, соответствующим образом подготовив ее, в т.ч. написав на старом полотне и состарив. Вариантов - масса. И совсем не обязательно это будет копия подлинника, в обороте масса «реплик» (новая работа, выполненная в стиле известного художника).
Определение подлинности предмета искусства — очень трудная, экономически затратная и щекотливая проблема.
Любопытный эксперимент провела в 2015 году Далиджская картинная галерея в Лондоне. Среди произведений Тициана, Рембрандта, Рубенса и других живописцев была помещена подделка, заказанная через Интернет за 70 долларов и выполненная по фотографии китайской компанией. Определить фальшивку «на глаз» попытались три тысячи человек, распознали - 12%. Непрофессиональные эксперты)
Подделки выявляются с помощью различных видов экспертиз — искусствоведческая, химико-технологическая (химический анализ, радиоуглеродный анализ, ультрафиолет и мн.др), исследование провенанса («история жизни» картины, история владения ею). Но тут следует отметить, что никто не отменял человеческий фактор — непрофессионализм (ошибки?) экспертов и/или тоже денежки.
Конечно, все ошибаются, но в ряде стран, если специалист-эксперт ошибается два раза в год, его лишают лицензии. А в России, оказывается, эксперт за свои слова и письменные экспертизы вообще не отвечает.
Кроме того, если картина уже была на рынке, то продавцы — галереи, аукционные дома, в которых часто работают эксперты по маркетингу, но не эксперты в области искусства — не хотят терять «лицо». Не все горят желанием оплачивать дорогие экспертизы, которые не дают 100% гарантии подлинности произведения. А еще эксперты могут не сойтись в выводах, и тогда сомнения останутся или же появятся).
Современное искусство — самое благодатное поле для подделки, фальсификации.
Конечно, проверяемый провенанс конкретного произведения, который можно проследить по документам в архивах музеев и художников, упомянутые каталоги-резоне, те же экспертизы позволяют надеяться на подлинность, но практика мошенничества в этой сфере показывает, что все можно обойти, хорошо потрудившись, конечно. Подделывают даже каталоги. Похоже, что 100% гарантии подлинности произведения у покупателя не может быть.
СМИ много писали о скандале с одной из нью-йоркских галерей, в которой клиент приобрел картину Дж. Поллока за 17 миллионов долларов, оказавшуюся подделкой. После расследования инцидента выяснилось, что арт-дилер заказывала «Ротко», «Поллока» и других модных авторов у китайского художника, живущего в Нью-Йорке. Первую картину у него она купила за $ 5400.
В 2020 году в кельнском музее Людвига проходила выставка под названием «Исследовательский проект "Русский авангард" в музее Людвига - оригинал и подделка», спровоцированная тем, что в результате исследования примерно половины картин этого направления в музее оказалась подделкой (из 49 штук 22).
Подобных выставок проводится все больше и больше, в т.ч. и в России.
Проводятся и выставки произведений уже известных фальсификаторов. Например, в 2010 году в лондонском музее Виктории и Альберта прошла выставка работ Ш.Гринхолша — британского художника-фальсификатора, известного тем, что он создал семейное дело по поставке фальшивок аукционным домам, музеям и частным коллекционерам.
А работы англичанина Т. Китинга, подделывавшего, по его словам, работы более 100 художников, теперь стали самостоятельными объектами продаж и продаются за тысячи фунтов под его именем, и в СМИ есть информация, что их уже тоже подделывают.
У жизни столько неожиданных сценариев.
Только время неумолимо и выявляет фальсификат. Наши знания меняются, техника совершенствуется. Современные эксперты с трудом понимают как в 30х годах Ван Меегерен своими работами (он очень творчески писал «за» Вермеера, за Халса...) смог обмануть и профессионалов и простых любителей. Тем не менее, это общеизвестный факт, которому посвящено много других произведений — книги, кино.