Найти тему
Вижу красоту

Аста и её фарфоровый народец

Аста Бржезицкая. Туалетный набор «Принцесса на горошине». Дулёво. 1956. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11820. Госкаталог: 16884294. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Туалетный набор «Принцесса на горошине». Дулёво. 1956. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 11820. Госкаталог: 16884294. Источник: goskatalog.ru

Друзья, в честь дня рождения Асты Давыдовны Бржезицкой хочу вас познакомить с газетной статьёй 1997 года и интервью любимого скульптора! Наслаждайтесь!

-2
Марина Южанинова. Аста и её фарфоровый народец // Общая газета, 23–29 октября 1997 года. – № 42 (221).

Имя Асты Бржезицкой встречается во всех альбомах и каталогах, посвящённых русскому фарфору второй половины двадцатого века. В музеях Москвы, Санкт-Петербурга, российской провинции, в европейских собраниях есть её работы – романтическое эхо прошедшего…

Мы не первый раз встречаемся в доме, где живут Аста, её работы и собачка Муля. Я дорожу радушием и доверием хозяйки, заслушиваюсь то смешными, то трагическими рассказами её жизни. О том, например, как революция застала Асту с матерью в Крыму, на даче знаменитого Сытина. Издатель построил себе дом и не успел вселиться как началось: то белые, то красные, то зелёные с гор сыпались. А они вдвоём в трёхэтажной вилле с башней. Затем Москва, суриковский художественный институт, где Аста была любимицей руководителя курса – знаменитого скульптора Матвеева, а после – и на всю жизнь – фарфоровый завод в Дулёво, под Москвой, когда-то товарищество Кузнецова, знаменитый кузнецовский фарфор.

– Я пришла завод впервые в тридцать восьмом году, ещё студенткой второго курса, попросилась в Дулево на практику. Потому что фарфор любила всегда, с детства: в даме стояла мейсенская фарфоровая скульптура с картины Буше «Кавалер и дама» – эти ручки, эти ножки, бантики, это – обойти кругом! Казалось, что такое не могли сделать человеческие руки, что оно просто существует на свете, как всё в природе.
Тогда в Дулеве росли огромные, выше завода, тополя, зелёная трава с завитком, а по ней ходили гуси, величавые, будто никогда их никто не зажарит. Белые, роскошные, уверенные в себе – жизнь была только для них, и завод существовал для них, и улица, которая называлась Тюлевая, потому что в заводском магазине давали тюль, и все делали себе себе на пробор занавесочки одинаковые.
Захолонуло – вот оно, моё место, моё счастье, , здесь я нужна, здесь моя родина… А с сорок пятого я поступила туда на работу.

Тогда, в сороковые, там собралась группа очень сильных молодых скульпторов – Кожин, Сотников, Малышева, Бржезицкая. На заводе Асту приняли хорошо, работы сразу пошли на выставки, но вскоре появилась в газете статья, где было написано, что она – явление, которого надо опасаться, что это – эстетизм, что ни к чему нам эти манерность и изыск. В то время Аста лепила Юрия Долгорукого – к выставке, посвященной 800-летию Москвы: он стоит, держит в руках Кремль и мечом его охраняет. Она нашла исторические летописи и прочла, что собой представлял Долгорукий. До сих по наизусть помнит из Татищева: «Лицо он имел долгое и мучнистое, глаза малые, близко посаженные, нос длинный и кривлённый, бороду редкую. Большой был любитель до жён и сладких питий. Что же касается ратных подвигов, то во всём доверялся другу своему и собутыльнику князю Галицкому»:

– Прибыли они в 1147 году в район нынешней Сретенки, где было имение боярина Кучки, гуляли, пили, что-то сожгли, кого-то обесчестили, с тем и уехали. Ужас какой!..
Тогда мне покровительствовал Николай Васильевич Томский. Очень хороший мужик, поэтичный, романтичный, почти безграмотный, но добрый и помогал молодым. Говорят, в прошлом парикмахер. Я пришла к ему, он делал на конкурс конную статую. Выслушал меня и говорит: «Я тебя не видел, я тебя не слышал. Иди отсюда со своим Татищевым. Нужна героическая фигура. Кто это помнит «нос длинный кривлённый»? Ладно, я всё ровно тебе помогу…: А за такие статьи, как про тебя написали, в Америке платят тысячи долларов. Вот увидишь – завтра проснёшься знаменитой. И очередь на выставку будет стоять».
Аста Бржезицкая. Скульптура «Юрий Долгоруков». 1947. Дулёво. Высота 53,3 см. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo
Аста Бржезицкая. Скульптура «Юрий Долгоруков». 1947. Дулёво. Высота 53,3 см. Государственный музей керамики в Кусково. Источник: vk.com/museum_kuskovo

Так оно и случилось. На выставке реалистичный портрет основателя города, выполненный «явлением, которого надо опасаться», пользовался бешеным успехом. Появились другие статьи, а в них – признание таланта, слава.

Нужны ли были стране, культивировавшей суровость, хрупкие чеховские дамы с собачками, романтические пушкинские девицы, читающие письма своих возлюбленных, капризные и коварные принцессы Турандот? Оказалось, да. Фарфоровые статуэтки, изготовленные на заводе большими партиями, с удовольствием покупал и дарили друг другу. В 60-е Астины работы, копии, можно было встретить не только в музеях, почти в каждом доме, они были очень модными тогда.

Выставка в Государственном музее керамики в Кусково. «Принцесса на горошине» – туалетный прибор. Произведение Асты Давыдовны Бржезицкой (1912–2004). РИА Новости. Николай Пашин. 10.04.1958. Фото № 169873. Источник: visualrian.ru
Выставка в Государственном музее керамики в Кусково. «Принцесса на горошине» – туалетный прибор. Произведение Асты Давыдовны Бржезицкой (1912–2004). РИА Новости. Николай Пашин. 10.04.1958. Фото № 169873. Источник: visualrian.ru

Сама Аста тоже блистала – первая дама «Королевства Дулёво» прекрасно держалась на высоких приёмах: красивая, обаятельная, остроумная, с хорошим французским, Тогда ещё с одной работой случилась любопытная история, В 54-м году она сделала туалетный прибор «Принцесса на горошине». Шкатулка с фигуркой Принцессы, Король и Королева – флаконы для духов с головами-крышечками, два мопса на пуфиках – коробочки для пудры. От этого прибора в правительстве пришли в восторг, купили за большие по тем временам деньги – Асте хватило на скунсовое манто, и собрались – дарить «Принцессу» бельгийской королеве.

Выставка в Государственном музее керамики в Кусково. «Принцесса на горошине» – туалетный прибор. Произведение Асты Давыдовны Бржезицкой (1912–2004). РИА Новости. Рудольф Алфимов. 21.07.1955. Фото № 413161. Источник: visualrian.ru
Выставка в Государственном музее керамики в Кусково. «Принцесса на горошине» – туалетный прибор. Произведение Асты Давыдовны Бржезицкой (1912–2004). РИА Новости. Рудольф Алфимов. 21.07.1955. Фото № 413161. Источник: visualrian.ru

Но потом почему-то именно Климент Ворошилов испугался, решив, что королева может принять легко отделяемые королевские головы-крышки за глумление над монархией – и туалетный прибор остался в музее в Кусково.

Аста Бржезицкая Скульптура «Король Лир» / По спектаклю 1935 года ГОСЕТ и пьесе Уильяма Шекспира. 1990. Дулёво. Высота 49 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17759. Госкаталог: 7559835. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
Аста Бржезицкая Скульптура «Король Лир» / По спектаклю 1935 года ГОСЕТ и пьесе Уильяма Шекспира. 1990. Дулёво. Высота 49 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 17759. Госкаталог: 7559835. Источник: kuskovo.museum-online.moscow
– Руки лепят то, на что их бросает, изображение и смысл вещи. Они иногда сами находят нужное – вдруг шут раскинулся на мантии и руку небрежно свесил, а во вторую взял маску и ножки скрестил. Он развалился на троне как-то сам по себе, я его там не укладывала. Этот народец фарфоровый начинает жить, когда он ещё в пластилине, когда ты его только задумываешь. Если по делу задумал, то всё идет тебе навстречу, если берёшься не за своё – всё прахом.

Фарфор – сложный для творчества материал. Там, кроме вдохновения, нужен точный расчёт. Нужно, например, представлять себе, что при обжиге вещь теряет 1/7 своего размера, причём периферии будут утрачивать больше, потому что они тоненькие. Значит, надо думать, как она будет усаживаться. А потом пройдёт через многие руки и печи, пока, почти как награда, вернётся целой и завершённой к измотанному переживаниями и ожиданиями родителю-художнику.

Аста Бржезицкая. Скульптура «С лёгким паром!». Дулёво. 1982. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 15694. Источник: goskatalog.ru
Аста Бржезицкая. Скульптура «С лёгким паром!». Дулёво. 1982. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 15694. Источник: goskatalog.ru
– Видишь эту работу? «С лёгким паром» называется. Я слепила Брагинского с Рязановым голых в бане под одной простынёй. Мы с Эмилем давно-давно дружим, ещё с тех пор, когда я была начинающим художником, а он – молодым журналистом журнала «Огонёк». Видишь, у каждого только по одной ноге влезло в шайку, остальные две свободные. Это символично. Тут во мне была бурлящая радость создавания смешной вещи.
Потом их пути разошлись. Наверное, правильно. Знаешь, как сказал однажды по похожему поводу Ростропович: Сибелиус за последние 30 лет своей жизни не написал ни одной мелодии. Не потому что исписался, но появились Барток, Стравинский, Прокофьев – другие, и настало их время. А Сибелиус остался великим композитором Финляндии. Ему поставлен памятник, его концерты исполняют, его чтят.
Аста Бржезицкая. Дулёво. Мастера советского фарфора. – М.: Издательство «Среди коллекционеров». 2008. – 242 с., ил.
Аста Бржезицкая. Дулёво. Мастера советского фарфора. – М.: Издательство «Среди коллекционеров». 2008. – 242 с., ил.
Когда лепила Михоэлса, слезами умывалась даже ночью, когда отходила от работы отдохнуть. Просто вспоминала его судьбу и скрипача на крыше... Всё время, пока гроб стоял в театре, напротив, на крыше двухэтажного дома сидел старый скрипач и играл...

В одну из наших встреч она вдруг сказала: «Знаешь, если бы я написала о себе книгу, то назвала бы её «Исповедь невостребованного человека». Я откровенно удивилась и осторожно спросила: «Это, вы не о нашем, о дамском?» — «Ну, насчёт дамского – была бы охота. Такие мемуары можно было бы писать! Роман века был у меня... ослепительно!.. Нет. Но что-то, очень важное, прошло мимо. Может быть – кажется?..»

Фарфоровая затея. 1993 год. Режиссёр Алла Сурикова
Фарфоровая затея. 1993 год. Режиссёр Алла Сурикова

Недавно два знаменитых российских комедиографа сделали об Асте фильм. Там она рассказывает множество смешных историй из своей, дулёвской жизни. Начинается фильм очень учтиво:

«Драматург Эмиль Браги и кинорежиссёр Алла Сурикова имеют честь представить вашему вниманию скульптора Бржезицкую».

Аста  Давыдовна Бржезицкая в возрасте 71 года
Аста Давыдовна Бржезицкая в возрасте 71 года

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив