Довольно часто предприниматели считают бизнес-план формальностью и составляют его только потому, что этого требуют инвесторы и кредиторы. А зря! Этот полезный инструмент поможет и самому бизнесмену ответить на важные вопросы, поставить среднесрочные цели и перейти от концепта к расчётам.
Делаете первые шаги в бизнесе? Вам точно пригодятся полезные и бюджетные инструменты для небольших компаний, собранные в витрине «Твой Бизнес».
Что такое бизнес-план❓
Бизнес-план — это подробное описание проекта с перспективой развития на несколько лет. В нём отображается расчёт затрат на запуск проекта, определяются цели и средства для их достижения.
Обычно бизнес-план составляют на три года, но в условиях нестабильной экономики, когда всё очень быстро меняется, — на один год.
Кому и зачем нужен бизнес-план❓
- Инвесторам и кредиторам
Ключевая задача бизнес-плана — привлечь инвесторов и убедить кредиторов в перспективности идеи. Расчёт окупаемости проекта в бизнес-плане показывает, как он оправдает вложенные ресурсы.
- Партнёрам
Даёт потенциальным партнёрам, посредникам и команде понимание, с каким проектом предстоит иметь дело. Вам не придётся каждому рассказывать и показывать на пальцах, в плане будут разъяснения по всем пунктам.
- Предпринимателям
Составляя бизнес-план, предприниматель детально обдумывает проект и даёт ответы на основные вопросы:
✔ Какой продукт я вывожу на рынок?
✔ Кто мой потенциальный клиент?
✔ Какие первоначальные вложения требуются?
✔ Как будет построен процесс?
✔ На какую прибыль можно рассчитывать?
✔ В какие сроки окупятся вложения?
Как составить бизнес-план
📌 Франшиза
Если запускаете типовой бизнес, документ можно составить автоматически с помощью «Бизнес-навигатора» Корпорации МСП.
Для этого зарегистрируйтесь на сайте, выберите свой город и вид бизнеса:
- Городской розничный бизнес.
- Бизнес для самозанятых.
- Производство промышленной продукции.
Далее в каталоге франшиз укажите нужную и, следуя по пунктам навигатора, внесите свои параметры. Система автоматически выполнит аналитические расчёты и даст прогноз доходов. Вам останется загрузить и распечатать готовый документ. Кроме того, в навигаторе можно ознакомиться с действующими мерами господдержки бизнеса.
📌 Новый бизнес
Предполагает написание бизнес-плана с нуля. Традиционно он включает 7–8 разделов:
1. Резюме
Начальный раздел, который оформляют после заполнения всех пунктов. Здесь содержится итоговая информация о продукте, потребителях, организации процесса, маркетинговых мероприятиях, прибыльности и окупаемости. Именно этот раздел особенно тщательно изучают инвесторы и кредиторы.
2. Описание продукта
Анализ продукта: для удовлетворения каких потребностей он предназначен, его свойства и польза, чем он отличается от предложений конкурентов. Приводится макет или фото продукта. Можно также описать его упаковку и отметить, как вы планируете совершенствовать продукт.
3. Определение целевой аудитории
Детально изучается и описывается потенциальный покупатель. Например, вы планируете продавать детские коляски, описание ЦА может выглядеть так: 30% — беременные женщины 22–36 лет; 50% — родители детей в возрасте от 0–3 лет; 10% — покупатели в возрасте 45–65 лет (бабушки/дедушки); 10% — родители нескольких малышей (коляски для двойни/погодок, тройни).Желательно просчитать примерное число покупателей в месяц, чтобы понять объём выручки, описать планы по увеличению числа покупателей с учётом маркетинговых мероприятий.
4. Анализ конкурентов
Предварительно изучив рынок, в плане отмечают, сколько магазинов в вашем городе предлагают аналогичный товар и какова их доля на рынке. Здесь необходимо обосновать, какую долю рынка сможете занять вы и в какие сроки.
5. План производства/себестоимость
Этот раздел нужен, если будете производить продукцию. Подробно описывается процесс производства и контроля качества, просчитывается себестоимость товара.
6. Организационный план
Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности.
7. Маркетинговый план
Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей.
8. Финансовая часть
Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта.
Для небольшого предприятия разработать бизнес-план можно самостоятельно. Если планируется масштабный проект, может потребоваться помощь специалистов: аналитиков, маркетологов, финансистов.
Запуск рекламы через чат-бот, конструктор программ лояльности, бесплатный таск-менеджер для всей команды — эти и многие другие полезные сервисы для небольших компаний вы найдёте на цифровой витрине «Твой Бизнес».
Перейти
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё статьи:
🔴 Какие книги стоит прочитать начинающему предпринимателю
🔴 Начинающий предприниматель? Рассказываем о пяти способах сэкономить
🔴 Как придумать название бренда или продукта, которое привлечёт клиентов?