Найти в Дзене
Немного истории

СМЕРШ. Воспоминания деда

В середине 1970-х годов в момент очередного всплеска "антисталинизма" и "борьбы с последствиями культа личности Сталина и нарушениями социалистической законности", я спросил у своего деда, военного врача, прошедшего всю войну, о его отношениях с военной контрразведкой. Дед сначала ответил коротко - "повезло". Потом рассказал подробнее. Дед начал войну в должности армейского хирурга 8-й армии, в августе 1941 года из осажденного Таллина морем уходил с частями армии в Кронштадт и много времени проводил на Ораниенбаумском плацдарме в армейском госпитале. Ораниенбаумский плацдарм размером примерно 65 км. на 25 км. защищали орудия Кронштадских фортов, а оборону вели стрелковая дивизия, две бригады морской пехоты и сборная часть из курсантов военных училищ. Там же находился армейский госпиталь. В самом начале 1942 года дед в своем госпитале на Ораниенбаумском плацдарме оперировал раненого офицера из бригады морской пехоты, оборонявшей плацдарм. Ранение было тяжелым, но вылеч
Удостоверение СМЕРШ.
Удостоверение СМЕРШ.

В середине 1970-х годов в момент очередного всплеска "антисталинизма" и "борьбы с последствиями культа личности Сталина и нарушениями социалистической законности", я спросил у своего деда, военного врача, прошедшего всю войну, о его отношениях с военной контрразведкой. Дед сначала ответил коротко - "повезло". Потом рассказал подробнее. Дед начал войну в должности армейского хирурга 8-й армии, в августе 1941 года из осажденного Таллина морем уходил с частями армии в Кронштадт и много времени проводил на Ораниенбаумском плацдарме в армейском госпитале. Ораниенбаумский плацдарм размером примерно 65 км. на 25 км. защищали орудия Кронштадских фортов, а оборону вели стрелковая дивизия, две бригады морской пехоты и сборная часть из курсантов военных училищ. Там же находился армейский госпиталь. В самом начале 1942 года дед в своем госпитале на Ораниенбаумском плацдарме оперировал раненого офицера из бригады морской пехоты, оборонявшей плацдарм. Ранение было тяжелым, но вылечить удалось. С пациентом, звали его Федор, у деда потом сложились товарищеские отношения, не близкие, а просто приятельские. Иногда встречались, разговаривали. Федор несколько раз приходил в госпиталь, навещал своих раненых друзей. Пару раз даже выпивали с дедом. После снятия блокады в начале 1944 года и наступления дед больше Федора не видел. А еще в госпитале служил коллега, военный врач, тоже, как и дед, из кадровых военных, с которым дед был знаком еще по службе на Дальнем Востоке, звали его Сергей, фамилию не запомнил. Отношения с ним, по словам деда, были ровные, не очень близкие, но и конфликтов никаких не было. После снятия блокады части 8-й армии наступали в Эстонии, дед войну закончил в Таллине.

Армейский хирург 8-й армии военврач первого ранга Блюмин Иосиф Шахнович. 1944 год. Таллин.
Армейский хирург 8-й армии военврач первого ранга Блюмин Иосиф Шахнович. 1944 год. Таллин.

После Победы, уже летом, деда вызвали в Москву в Главное Военно-медицинское Управление, за новым назначением. И там, в коридоре, дед случайно встретил своего бывшего пациента Федора, в прошлом офицера морской пехоты. Поздоровались, остановились, покурили, поговорили по товарищески, и Федор пригласил зайти к нему в кабинет. Выпили по рюмке коньяка за встречу, и договорились встретиться через день-два. При следующей встрече Федор сказал, что он теперь занимается кадровыми вопросами, и спросил деда, что он может сказать о своем сослуживце, и назвал фамилию Сергея. Дед ответил коротко - хороший специалист, честный офицер, преданный член партии. "Другого ответа от тебя не ожидал" - сказал Федор. После этого показал деду свое удостоверение сотрудника СМЕРШ и папку с бумагами - в этой папке дед увидел пять или шесть доносов, написанных Сергеем на деда и некоторых других сослуживцев. Дед, конечно, остолбенел. "Что же мне делать?" Федор сказал: "Тебе делать ничего не надо. Теперь будем делать мы. А ты спокойно служи."

С Федором деду больше встретиться не довелось. Сергей странным образом куда-то пропал, дед успешно продолжил службу до 1958 года, вышел в запас с должности Главного хирурга ПриВО, много оперировал и после ухода из армии.

Главный хирург ПриВО полковник медицинской службы Блюмин Иосиф Шахнович. 1958 год. г. Куйбышев.
Главный хирург ПриВО полковник медицинской службы Блюмин Иосиф Шахнович. 1958 год. г. Куйбышев.

Вспомнил слово деда - повезло... А потом вспомнил его же слова, слышанные ранее - девиз старого русского офицерства - "делай что должен, и будь что будет"...

События, описанные в этой статье, частично упоминались ранее в статье моего же канала "СМЕРШ. Оперативные мероприятия литер "э". На живца. Рассказ деда..." от 14.06.2019 г.