Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как латыши ПРАЗДНУЮТ день кладбищ?

В Латвии много кладбищ. Нет, не так, в Латвии Очень Много Кладбищ, их не встретить можно ну разве что в самом центре города (в Старой Риге есть собор, в стены которого замуровано приличное количество человек, но о нём как-нибудь в другой раз). И у каждого кладбища есть своя дата памяти, свой день. Некоторые его даже называют не «День кладбища», а «Праздник кладбища», придавая таким образом более радостный настрой этому событию.

Начнём с истории. Память об умерших характерна для всех культур и практически всегда переплетена с языческими верованиями. Это сейчас все три ветви христианской церкви на территории самой гордой и независимой республики с радостью приняли этот день в свои каноны, вычеркнув всё ненужное и приправив нужным. Но мы-то знаем, что ни один (!!!) латыш так до конца честным христианином и не стал. Жива в них, понимаешь ли, языческая сторона, жива до конца.

Итак, ныне христианский праздник, как и многие до него, был изначально языческим. И о самих усопших говорилось: «ушёл к другому Солнцу». И пусть мы любим своих мёртвых, но могилку им еловыми ветвями подметём — чтоб не вернулись в мир живых. Для тех же целей кладбища до сих пор расположены в лесу и по ночам по ним гулять запрещается — ну нафиг. Если леса на кладбище не хватает и оно уходит в поле — лес просто досаживают.

Заставить латышей хоронить своих мертвецов более открыто не вышло даже у католической церкви, хоть и некоторые изменения они привнести в это дело смогли. В рамках изменений хочется отметить просто потрясающую цитату одного из донесений рижскому монастырю: «Все жители Лудзы и Резекне — ужасные язычники. Они приносят жертвы Перконсу, Эсиньшу и другим идолам. Почти в каждом доме обитают колдуны, язвы и прочие слуги дьявола».

По большому счёту, день кладбищ — это преобразованное «Пиршество душ», ритуал, когда приносили дары и славили богов. Считалось, что умерший может переродиться в рысь, волка, медведя и даже низшее божество. Поэтому ритуал требовалось повторять регулярно, в день душ, иначе мёртвые сами придут за своей законной долей. Кормили души, как ни странно, не человеческими жертвами, а нормальной крестьянской едой. Помимо трапезы, в дар приносились свечи и мех, чтобы зимой обогреться.

В результате длительных попыток опозорить старые традиции в угоду новым (разумеется, с применением пыток, казней и длинных бессмысленных речей на площадях), церковь начала их коверкать под собственные суждения. Но как бы ни пытались проповедники ассоциировать деяния святых с праздниками исконных богов, латыши упрямо называли вещи своими именами.

В начале 20 века, в 1911 году, праздник стал упоминаться полностью в христианском ключе. Теперь день кладбищ отмечается летом, по воскресеньям, у каждого кладбища своя дата чествования мёртвых, даты вывешиваются на официальных сайтах церковных приходов и публикуются в общеновостных газетах. В этот день, ближе к полудню, на кладбищах собираются семьи покойных, проводят генеральную уборку могил, оставляют свечи, сажают цветы, обязательно оставляют хоть что-то из еды, угощение мёртвому. Некоторые особо сведущие также оставляют какие-то небольшие дары хозяину кладбища, духу, охраняющему это место. После свидания с могилами, живые проходят в церковь на поминальную службу и совершают крестных ход по кладбищу. Так вот древние традиции смешались с современной официальной религией.

Кладбища до сих пор имеют важную роль в жизни современных латышей, никто не забрасывает могилы, никто не скупится на их поддержание, покойников навещают регулярно. И каждый раз, навещая это место, оставляют усопшему «жертву».

Автор - Мария Заке