Найти тему
Navygaming Channel

Рейдерство о котором можно мечтать , № 8. // Последние месяцы крейсера "Карлсруэ"- воспоминания участника событий

Крейсер "Карлсруэ" продолжает беспрепятственно действовать на коммуникациях союзников в Атлантике. Число пленных уже более 400...

Следим за судьбой первого и последнего рейдерства немецкого крейсера "Карслруэ". Данный материал имеет оригинальное название "Плавание крейсера "Карлсруэ" и считается выдержками из дневника одного из офицеров крейсера, капитана-лейтенанта Ауста. Известно, что первоначально статья была напечатана в "Морском сборнике" (1916), и не удивительно, что некоторые события имеют субъективную оценку и иногда расходятся с общепринятым мнением. Редакция русского Морского Министерства, помещая его в "Морском сборнике" считала необходимым указать, что высказанные автором "неверные" суждения остаются на его совести. Хочу предугадать высказывания "горячих голов", типа "аффтор врет, все было не так" - сто лет назад хозяину дневника с борта крейсера сложно было сохранить объективность. Но в комментариях было бы любопытно увидеть пояснения к тем событиям. События датированы 1914 годом.

В наши дни материал был опубликован Н.И.Печуконисом в сборниках "Бриз" (№15, 16, 18/1997 года) - отдадим должное труду этого человека и выразим свою благодарность.

Крейсер "Карлсруэ" на испытаниях
Крейсер "Карлсруэ" на испытаниях

7 октября. Нам недолго пришлось дожидаться обещанного парохода; в 7 часов утра он был уже на горизонте. Пеленг на него и его курс совершенно согласовались с показаниями вчерашнего капитана. Мы пошли медленно ему на встречу. Он скоро догадался о грозившей ему участи и поднял еще издалека английский флаг; в 8 часов его остановили. Он назывался "Люнроуан" (3384 брт). Капитан его не очень удивился, когда призовой офицер сообщил ему, на этот раз с большим основанием, что его ожидали еще вчера. Скоро мы его отправили на "Крефельд", где он встретился со своим товарищем по несчастью; оба, вероятно, досадовали, что третий, или вернее первый, пароход имел более счастья и от нас ускользнул. Капитан вез с собой больную жену и при ней молодую сиделку. Это были первые пассажиры женского пола на "Крефальде" и были приветствованы всеми с восторгом.

"Люнроуан" имел груз из 5000 тонн маиса, сахара и сала в бочках и 12 автомобилей из Буэнос-Айреса в Лондон.

Артиллерийский офицер, старший лейтенант фон Борне, просил командира использовать этот пароход для стрельбы, как щит. Когда "Крефальд" с англичанами скрылся из виду, мы произвели по пароходу с большого расстояния одну стрельбу практическими зарядами и с меньших расстояний несколько стрельб бракованными снарядами. В 3 часа пополудни пароход пошел ко дну. На глубине грузовые люки сломались, и из трюмов всплыло все, что было в состоянии плавать, а главным образом бочки с салом. Командир хотел, пройдя крейсером взад и вперед по этому месту, заставить все это расплыться в разные стороны, но бочки собирались опять все вместе. Сейчас же появились акулы и начали драться из-за кусков сала, вывалившихся из разбитых бочек. Невиданная никогда в этих местах добыча досталась на этот раз акулам: на бочках сидели тысячами спасшиеся после кораблекрушения жирные крысы.

Плавание по месту, где незадолго перед этим утонул пароход, представляет много опасности. Все его деревянные части: реи, стеньги, грузовые стрелы, вследствие их большой плавучести на глубине, срываются со своих мест и с значительной скоростью и силой всплывают на поверхность. Толщина разорванных снастей разорванных снастей, которыми они были прикреплены к своим местам, свидетельствует о том, какая сила стремительно толкала их вверх. Иногда шлюпки срываются со своих мест, находясь на большой глубине, и всплывают на поверхность. Поэтому, чтобы они не могли нас выдать, перед взрывом парохода приходилось их продырявливать. Я считаю возможным, что, поднимающиеся с огромной силой на поверхность, бревна могут пробить днище корабля.

На "Крефельде" слышали нашу стрельбу, и англичане думали, что мы ведем бой. Они начали сильно волноваться, и командир приказал на следующий день произвести по этому поводу расследование; но оказалось, что их волнения были совершенно мирного характера.

Мы узнали из аргентинских газет, взятых на двух последних пароходах, что адмирал Крэдок переменил свой флагманский корабль и ушел на юг на "Гут Хоупе". "Гуд Хоуп", "Монмут" и "Глазго" стояли довольно долго в Монтевидео и устраивали торжественные приемы, как будто в мирное время. Адмирал и его флаг-офицер были во всех газетах представлены, как герои дня. Легко себе представить, какими черными красками нас рисовали нейтральные уругвайцы.

Броненосный крейсер "Гуд Хоуп" - немцы предпочитали узнавать о нем из газетных сообщений, но не встречаться
Броненосный крейсер "Гуд Хоуп" - немцы предпочитали узнавать о нем из газетных сообщений, но не встречаться

8 октября. Едва взошло солнце, как на горизонте мы увидели пароход. Он заблаговременно поднял флаг, но как только рассмотрел наш флаг, сейчас же спустил свой; но и без флага его можно было узнать по излюбленным цветам окраски трубы - голубая труба с черным верхом и широким белым кольцом - отличительным признаком пароходов компании "Лампорт и Нольт" в Ливерпуле. В 7 часов утра мы его догнали; имя его было "Сервантес"(4.635 брт, 1895 г).

Семафор призового офицера нам сообщил: "4500 т груза, корм для скота, сахар, шкуры и шерсть. Пароход идет из Южной Америки в Ливерпуль. Команда состоит из 45 человек, почти исключительно англичан, имеются 4 пассажира из Пунта-Аренас и Рио-Гранде до Суль". Эти пассажиры были для нас новинкой.

Еще один нежелательный для "Карлсруэ" "встречный" - броненосный крейсер "Монмут"
Еще один нежелательный для "Карлсруэ" "встречный" - броненосный крейсер "Монмут"

После того, как эти 47 человек были оживленно встречены своими земляками и товарищами по несчастью (переселение их совершилось на этот раз особенно быстро, так как все заранее уже приготовили свои вещи) призовой офицер приступил к приготовлению взрыва. Он придумал новый способ (воспоминание "Боуенос-Кестля" не давало ему покой), а именно подрывные патроны были прикреплены снаружи борта и ниже ватерлинии. Мы ожидали с нетерпением результата и на этот раз не были разочарованы. Взрыв сделал большую зияющую дыру, и пароход затонул очень быстро. Около полудня он приподнялся в последний раз над зыбью и кормой вперед ушел на глубину.

Мы собрали на "Крефельде" уже принудительным путем, около 300 пассажиров, и командир считал своевременным избавиться от такого числа бесполезных ртов. Поэтому он пригласил для совещания капитана Вита к себе. Для высадки надлежало выбрать нейтральный, не очень близко расположенный, порт. Командир выбрал Тенериф и обсудил попутно все остальные вопросы.

Некоторое понятие о том смешении народов, которое царило на "Крефельде", можно составить из следующего списка. На одиннадцати забранных с 1-го сентября пароходах (не считая в том числе "Буенос-Кестль") находилось: 205 англичан (в том числе 2 женщины); 8 финляндцев; 7 русских; 2 француза - всего 222, принадлежащих к враждебным нациям. Кроме этого: 107 китайцев, 22 испанца, 10 голландцев, 13 шведов, 4 американца, 2 итальянца, 3 чилийца, 4 норвежца, 1 датчанин, 3 швейцарца, 2 мексиканца, 1 гражданин республики Эквадор, 1 кубинец, 1 грек, 1 араб (магометанин) - всего 175, принадлежащих к нейтральным нациям. Итак всего было 20 различных национальностей. К числу союзников мог был причислен только араб, да и то с грехом пополам.

Перед тем как пароходу отправиться, было суждено увеличиться его числу пассажиров: в 23 часа мы увидели огонь парохода и около полуночи его остановили холостым выстрелом. На наши вопросы он протелеграфировал: "Прут-Лондон" (4408) - вез 2300 т ячменя и 3800 т селитры из Чили на предъявителя в Сент-Винцент. Пароход должен быть потоплен на другой день; ночью же мы приказали ему стоять с застопоренными машинами возле нас, и на него был отправлен караул.

Этот пароход во многих источниках называют "Pruth"

9 октября. Команда парохода была утром перевезена на "Крефельд", и пароход взорван. Около 10 часов он затонул. Вскоре после полудня мы задержали испанский почтовый пароход "Кадикс". На пароходе было столько пассажиров, что он накренился, когда они все перешли на одну сторону, чтобы поглазеть на нас. Вид нашего крейсера мог навести на многие мысли пассажиров, если только они что-либо понимали в морском деле. Во всяком случае, следы наших частых угольных погрузок должны были обратить на себя их внимание. Единственная вещь, которая, как и в мирное время, блистала чистотой, это был наш флаг.

Они не могли надивиться на наших катерных гребцов. Все думали, что мы почти умираем от голода, но люди наши совсем не похожи на голодающих: хороший, обильный и всегда свежий запас провизии, пополняемый с призов, послужил им в пользу. От солнца они сделались чернокожими и можно было их принять за индейцев. Они могли бы служить хорошей рекламой правильного режима, хотя и не представляли исключения - общее состояние здоровья было очень хорошим. И только этим можно объяснить, что команда легко переносила усиленную работу при угольных погрузках и разгрузках пароходов под палящими лучами солнца. Больше всех, конечно, от жары страдали кочегары. Они поэтому не имели таких, готовых лопнуть от здоровья, лиц, как матросы. Но и между ними не было серьезных заболеваний.

Судя по описанию - рейдерство "Карлсруэ" больше походило на атлантический круиз
Судя по описанию - рейдерство "Карлсруэ" больше походило на атлантический круиз

Пароход "Кадикс" было скоро отпущен и выразил свою благодарность за то, что его недолго задерживали, могучими свистками, на которые мы с удовольствием отвечали тем же. Кроме того мы пожелали ему сигналом "счастливого пути".

10 октября. Рано утром задержали для осмотра еще нейтральный пароход, который сейчас же отпустили. Это был норвежец, по имени "Бергенхус". Наступило снова время нам думать об угольной погрузке, и мы пошли по направлению к месту стоянки "Асунсьона" и "Фарна". Наша удачная неделя окончилась, и израсходованный с 1-го октября уголь хорошо оплатился. Начиная с 5 октября мы ежедневно ловили по пароходу....

Корбетт так отразил в своей книге данный период в рейдерстве "Карлсруэ": "...Потревожившие «Карлсруэ» радиопереговоры сыграли ему на руку, так как, склонившись к востоку, он как раз попал в «струю» торговых судов: 6 и 7 октября потопил пароходы "Ницето де Ларринага" и "Люнроуан", шедшие с зерном из Буэнос-Айреса в Лондон и Ливерпуль, а 8 и 9 октября — "Сервантес" и "Прат" опять же с зерном для портов западного побережья. После этого он повернул на запад на соединение с «Асунсьон» и "Фарн"....

Продолжение следует...

Примечание: используемые в тексте статьи обороты речи, построение фраз, наименование населенных пунктов, наименование должностей офицеров соответствует исходным записям...

Источники: сборник "Бриз" №14/1997 г. (сост. Н.И.Печуконис); Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою. 1914-1918 гг. - М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. — 432 стр.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: