Найти тему

Майк Карсон о Бихевиоризме

Майкл Карсон, Ph.D, J.D., профессор Высшей Школы Профессиональной Психологии при Университете Дэнвера, с более чем 25-летним опытом в клинической и судебной психологии.
Майкл Карсон, Ph.D, J.D., профессор Высшей Школы Профессиональной Психологии при Университете Дэнвера, с более чем 25-летним опытом в клинической и судебной психологии.

Бихевиоризм - бесспорно наиболее материалистическая доктрина в психологии ХХ и ХХI веков. Пожалуй, именно в связи с этим он так противен и ненавистен подавляющей массе психологов, которые или открыто, или тайно (в том числе и для себя, несознательно) придерживаются всё же идеалистических воззрений. А Беррес Фредерик Скиннер - долгое время считался, соответственно, "самым ненавистным психологом в США".

И что при этом всём характерно - бихевиоризм развивался прежде всего в лабораторных условиях контролируемого эксперимента. Поэтому споры с бихевиористами по существу научного статуса различных вопросов психологии так бесплодны, хотя и популярны у менее образованной прослойки специалистов - ведь у оппонирующей стороны вряд ли есть что-то, что можно противопоставить многократно воспроизводимым экспериментальным наблюдениям, из которых и выведены известные нам законы поведения.

Так что обычно вся контр-аргументация сводится к спекуляциям на том, что "так понимать поведение людей просто негуманно, примитивно и некрасиво, поэтому неправильно". О чём ниже и рассуждает замечательный профессор Майкл Карсон (оригинал - в его книге "What Every Therapist Needs to Know").

* * *

Бихевиоризм - философия науки в психологии. По существу у этой философии всего один постулат - а именно, что психология это естественная наука, и психологи могут объективно изучать свою область на основе той же культуры наблюдения, эксперимента и рационального рассуждения, что и в других сферах естественных наук.

Радикальный бихевиоризм Скиннера отличается от методологического бихевиоризма Уотсона. Что в нём радикального - то есть, "основательного" или "корневого" - так это то, что в рассмотрение включаются "приватные", личные виды поведения (то есть мышление, чувствование и воображение) человека, а не только "публичное" поведение, которое можно наблюдать у крыс извне. Проще говоря, Скиннер объяснял, что делает психолог, а не только крыса, за которой тот наблюдает.

Релевантная этому теория (в противовес философии) - теория научения, разработанная психологами в лабораториях. Как и прочих естественных науках, рабочее допущение в том, что переменные, управляющие поведение в одних условиях, управляют им и в других.

Одинаковая физика действует на Земле и на Луне; одинаковая химия работает в Австралии и в Скандинавии; одинаковая психология в действии в кабинете терапевта и дома у пациента.

Как отмечается, теория научения различает респонденты (генетически обусловленные поведения, вроде рефлекса моргания и метаболизма), эволюционирующие в филогенезе при условиях выживания и воспроизводства вида - и операнты (приобретённые поведения, оперирующие материей окружающей среды), эволюционирующие в онтогенезе организма при условиях подкрепления.

Гены, производящие полезные адаптации, помогают своим носителям (и себе) выживать; прочие гены вымирают. Поведения, которые хорошо работают в определённых обстоятельствах, подкрепляются или становятся более вероятными; другие поведения - отмирают (угасают).

Некоторые люди отвергают бихевиоризм потому, что он противоречит тому, что Харари (2015) называет "доминирующей религией гуманизма" - поклонение индивидуальности и настойчивое постулирование особого положения личности во Вселенной, что это не просто какой-то желательный способ видеть людей.

Бихевиоризм конфликтует с таким гуманизмом, как эволюция и астрономия конфликтуют с католицизмом, например. Эволюция утверждает, что души не существует; бихевиоризм утверждает, что "ума" не существует.

То, что мы приучились называть умом или сознанием - ничто большее, чем упражнение различных чувств при отсутствии внешнего контроля. Вы начинаете улыбаться, когда радуетесь чему-то - и затем обучаетесь улыбаться даже тогда, когда радоваться видимо нечему.

Вы начинаете с удара по мячу и обучаетесь тому, как пинать, даже когда никакого мяча рядом нет. Вы начинаете с того, что видите яблоко, когда оно перед вами - и затем научаетесь видеть яблоко мысленно, когда ни одного нет поблизости.

Видя вещи, которых рядом нет, и слыша речь, которую никто не произносит - вы порождаете образы и мысли, которые затем привыкаете называть умом или сознанием.

Основание для того, чтобы претерпевать все хлопоты оскорбления людей, уподобляя (но не приравнивая) их попугаям - в сущности то же, из-за чего Коперник, Галилей и Дарвин "оскорбляли" людей своими теориями и открытиям.

Наука, согласно Скиннеру (1957), это "сообщество, особенно заинтересованное речевым поведением, которое приводит к успешным действиям и результатам (стр. 418). Мы эффективнее разбираемся с проблемным поведением, если сосредотачиваем своё внимание на окружающем контексте, где оно происходит, и в особенности на подкрепляющие совпадения в этом контексте.

Это ужасно удобно для психотерапевтов, которым посчастливилось обнаружить себя в качестве части среды своих пациентов: изменяя то, что они сами делают, терапевты могут повлиять на пациентов заметным образом.

Эта фундаментальная идея, в приложении к психотерапии - из тех, в которых многие бихевиористы выглядят удивительно незаинтересованными. Кабинет психотерапевта - это причинная среда, и терапевтам следует понимать то, что пациент говорит и делает, в функциональном отношении с этой средой, если мы намерены реагировать на поведение клиента в бихевиорально грамотной манере.