В источниках 19 века и более поздних текстах, затрагивающих вопрос деления абхазов и абазин на различные этнические группы ("племена"), упоминается подразделение под названием "медовеевцев" (иногда "медозюи"). Как правило, к этой группе относят жителей горных абхазских обществ Ахчыпсоу, Аибга, Псху. На абхазском языке нет термина, соответствующего понятию "медовеевцы".
Откуда взялся этот термин и что он реально значит ни один из авторов и исследователей убедительно не показал. Одни считали, что он происходит от некоего абхазского или абазинского слова "мдаҩаа" ("мдг1ваа" или "мдюаа"), однако ни в одном достоверном абхазо-абазинском тексте оно не употребляется и, как кажется, было просто выдумано. Более убедительно и находит подтверждение как в источниках, так и в устных показаниях, мнение о том, что слово "медовеевцы" адыгского происхождения. Адыги (черкесы), жившие рядом с абхазскими горными обществами, называли их "мдавей". По правилам адыгских языков окончание этого слова - суффикс "-ей" (или "эй") - означает принадлежность, как правило принадлежность земли, и часто используется для обозначения населенных пунктов, стран, регионов (Къэбэрдей - Кабарда, Адыгей - Адыгэй). Вариант этого окончания - "ый".
Часто корень наименований с окончанием "ей" обозначает имена князей или владельцев соответствующих территорий. В случае с "мдавей" с высокой долей вероятности можно предположить, что корень "мдав" обозначает некое имя собственное.
Есть подтверждающие эту мысль факты, также зафиксированные в источниках.
Так, параллельно с термином "мдавей" в качестве племенного обозначения в произведениях 18 и 19 вв. можно натолкнуться на упоминания некоей абхазской или "садзской" (садзы - западные абхазы, жившие до 19 в. на берегу Черного моря от Гагры до Хосты) благородной фамилии "Мудавия". Несмотря на то, что слово "Мудавия" вполне могло бы быть фамилией у абхазов, на деле мы нигде и никогда в материалах на абхазском эту фамилию не встречаем. Из отдельных источников можно узнать, что адыги отождествляли то же самое слово мдавей с широко известной в Абхазии фамилией правителей горных абхазских обществ - Маршан (Маршьан, Амаршьан по-абхазски). Маршаны господствовали не только в западных горских обществах Ахчыпсоу, Псху и Аибга, но и в расположенных восточнее Цебельде и Дале, а также среди абазин-ашхарцев (ашхарцы - "горцы"). Более того, само слово маршан (марчан у ашхарцев) горными абхазами и абазинами воспринималось зачастую как термин со значением господствующий род.
Почему же тогда тут мы имеем дело с не очень похожим на Маршан корнем Мдав?
Один известный факт подсказывает нам в чем здесь дело. Мы знаем, что владения фамилии Маршан на востоке в горах Абхазии - Цебельда - назывались черкесами Хирипс-къуадж (село Хирипса) - по имени одного из представителей Маршанов - Хирипса (Хьырпыс - известное абхазское имя, переводящееся как "Золотой молодец").
Кроме того, известно, что фамилия Маршан имеет много подразделений. В каждом горном обществе первенствовало отдельное подразделение, которое называлось по имени основателя (к примеру Хрипс, Мас-Ипа, Багаркан-Ипа и другие; Ипа - переводится как "его сын" с абхазского).
Скорее всего и слово Мдав - это искаженное в связи с особенностями адыгского произношения имя одного из маршанов, господствовавших среди западных горных абхазов.
Его первоначальное звучание предположительно Мыдажә (Мыдажв; жв/жә - свистящее "ж"), так как в восточно-адыгских наречиях жә меняется систематически на "в".
Мыдажә - известное имя, фигурирующее в сборниках старых абхазских имён. Подтверждает эту гипотезу и встречающаяся вариация названия медовей - медозюй, которая, судя по всему, является исказившимся на базе русской фонетики западно-адыгским словом (мдажъуей, мдажъуи, "мдажәыи" в абхазской транскрипции).
Соответственно, Мдавеи, Медовей, Медозюй первоначально звучало Мдажәыи/Мдажъуыи (западно-адыгский вариант), Мдажәеи (восточно-адыгский вариант) и вероятно имело абхазский вариант Мыдажә-ипа ("Сын Мыдажва"). Обозначало подразделение Маршанов.
Исторических упоминаний о Мыдажве нет. Скорее всего, он был одним из ранних представителей фамилии Маршан. По его имени, видимо, в какой-то период стали называться подвластные Мыдажву абхазские племена, а затем и расширительно все абхазо-абазиноязычные горные племена и даже все абхазы в целом.
С учётом того, что "мдавей" - внешнее название, считать это понятие точным обозначением определенного племенного подразделения абхазов или абазин нельзя. Его неопределенность заметна и по источникам, где ему придается от узкого значения до очень широкого, включающего всех абхазов.
В рамках расследования данной темы становятся новые вопросы. Является ли фамилия Маршан собственно фамилией? Не указывают ли ее использование потомками горных абхазов и абазин (в частности, в Сирии и Турции) как классового термина и схожесть с французским словом "marchand" (купец) на то, что здесь мы можем иметь дело с заимствованным при неизвестных обстоятельствах социальным термином? Купля-продажа, особенно невольников, для знати абхазских и абазинских племен являлось традиционным занятием многие века. И европейцы были одними из основных покупателей.
Эти вопросы следует держать в уме при дальнейших разысканиях.