Найти тему

Нескучная фотопрогулка по Высоко-Петровскому монастырю

История московского монастыря переплелась с русской историей. Он тесно связан с событиями, которые превратили маленький удел – в империю. Улица Петровка названа по имени этой древней обители.

Северный двор Высоко-Петровского монастыря, общий вид. Фотография автора
Северный двор Высоко-Петровского монастыря, общий вид. Фотография автора

Создание Высоко-петровского монастыря приписывают святителю Петру, который при Иване Калите перенес митрополичью кафедру в будущую столицу России. Москва тогда боролась с Тверью за светскую власть, так что переселение митрополита всея Руси стало одним из факторов, решивших исход дела.

Почти через два века (1514 год) Василий III велел возвести сразу 11 каменных храмов. Первым «массовым строительством» в истории столицы руководил итальянец Алевиз Новый. От большинства этих сооружений не осталось и следа, и все-таки собор святителя Петра дошел до нас и был отреставрирован.

Крошечный, удивительно красивый красный храм, похожий на шелом или на столп, стоит посередине монастырского двора и дышит древностью.

Собор святителя Петра, митрополита Московского. Фотография автора
Собор святителя Петра, митрополита Московского. Фотография автора

Все остальное появилось много позже, благодаря везучему соседу, Кириллу Нарышкину. Двор этого Нарышкина с палатами примыкал с юга к нашему монастырьку – по правде говоря, на тот момент не слишком важному. И сам Кирилл Полуэктович был неродовитый дворянин. Но… Бог располагает! Наталью, дочку этого Нарышкина, вдруг выбрал в жены царь.

Кирилл Нарышкин первым делом отблагодарил святителя Петра, отдав монастырю свой старый двор с палатами.

Южный двор Высоко-Петровского монастыря (здесь была усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина). Фотография автора
Южный двор Высоко-Петровского монастыря (здесь была усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина). Фотография автора

Имя родившегося мальчика, возможно, тоже связано с митрополитом, другом Калиты. Ни у Романовых, ни у Нарышкиных такого имени не было и в помине.

Десять лет спустя Нарышкины возвели Петра на престол – в обход старшего брата, больного Ивана (сына Милославской, первой жены Алексея Михайловича). Но Милославские не сдавались и раздули пожар мятежа. Стрельцы ворвались в Кремль, зверски расправились с двумя дядьями Петра I, а его дед – отец царицы – принял постриг и уехал в глушь, на север.

К 1685 году над могилами замученных выстроили Собор Боголюбской иконы Божией Матери. Он стоит слева от центрального собора.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери. Фотография автора
Собор Боголюбской иконы Божией Матери. Фотография автора

Этот храм превратился в усыпальницу Нарышкиных. В белой часовне перед папертью положили дедушку Петра I.

Часовня-усыпальница Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Фотография автора
Часовня-усыпальница Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Фотография автора

А третий храм, в другом конце двора, связан с приходом будущего реформатора к власти. После восстания стрельцов в России стало два царя: больной Иван и очень юный Петр, реально правила – царевна Софья.

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезной. Вид с северного двора. Фотография автора
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского с трапезной. Вид с северного двора. Фотография автора

Развязка наступила, когда юноше исполнилось семнадцать лет. Боясь за свою жизнь, он ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Однако за Петром последовал и двор, и войско. Правительницу низложили, так что Софья провела остаток жизни в еще одном монастыре – Новодевичьем. А над воротами Высоко-Петровской обители выросла дивная колокольня.

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней. Фотография автора
Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней. Фотография автора

Монастырь стал важным и богатым.

В память об этих событиях Петр велел построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского, с трапезной и «гульбищем» – открытой галереей.

Вход во храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Фотография автора
Вход во храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Фотография автора

Однако это еще не весь монастырь. Под галереей – арка с низким, темным сводом. Пройдем под нею!

Проход под гульбищем. Фотография автора
Проход под гульбищем. Фотография автора

Мы проникли в южный двор – старая усадьба Нарышкиных. Слева, под гульбищем Сергиевского храма – их (и не только их) надгробия.

Надгробия. Фотография автора
Надгробия. Фотография автора

Надгробия Нарышкиных выкинули из собора в прошлом веке, когда расправлялись с обителью. Иконостасы XVII века были сожжены, храмы загажены, купола срублены, монахи, втайне продолжавшие служенье, приняли мученический венец. Дорого обошлось и прежнее, французское нашествие (людей расстреливали у стены и хоронили рядом с колокольней).

Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид с южного двора. Фотография автора
Храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Вид с южного двора. Фотография автора

Одну из церквей – храм св. Петра и Павла XVIII века – не переосвятили до сих пор. Она находится за кельями, в южном углу монастыря, и под барочной оболочкой церкви спрятана гражданская (!) постройка XVI (!) века. Кто и когда возвел палаты времен Грозного?

Храм святых Петра и Павла, XVIII век. В нижнем ярусе – остатки палат XVI века. Фотография автора
Храм святых Петра и Павла, XVIII век. В нижнем ярусе – остатки палат XVI века. Фотография автора

Еще не рассказали о келейном корпусе! Рассматривать это чудо можно и из южного двора, и с улицы Петровка.

Келейный корпус. Вид со стороны монастыря. Фотография автора
Келейный корпус. Вид со стороны монастыря. Фотография автора

Только не спутайте с более нарядной пристройкой (поближе к колокольне и на 200 лет моложе). Кельи возведены в 1690 году и выглядят монументально: сверху – колонные наличники с фронтонами, а снизу – гладкая суровая стена…

Их называют Нарышкинскими палатами. Действительно, нижний этаж ближе к Крапивенскому переулку сохранился от более старого дома – Нарышкиных. Именно здесь жил дедушка Петра Великого.

Келейный корпус вместе с остатками палат Нарышкина. Вид с Петровки, у Крапивенского переулка. Фотография автора
Келейный корпус вместе с остатками палат Нарышкина. Вид с Петровки, у Крапивенского переулка. Фотография автора

Монастырь окружает ограда с щелями-бойницами. Несмотря на эти грозные бойницы, она никогда не имела оборонного значения и выстроена из щегольства (тоже при молодом Петре).

Монастырская стена. Фотография автора
Монастырская стена. Фотография автора

Каталог всех моих статей по истории и краеведению.

Читайте также:

Чистые пруды до 1917 года: фотографии
Петровский переулок: театр по щучьему велению, палаты №6 и дом с легендой
Остров. Прогулка по Софийской набережной