В одной статье мне написали вот такой комментарий с рецептом решения задачи:
Собственно, я даже не знаю, что тут добавить.
Нет, я помню, что краткость - сестра таланта.
Все эти "краткие записи условия", "дано-найти" и прочее - это всё этакие "рецепты", которые призваны облегчить решение задач. Если спросить, как именно краткая запись поможет решить задачу, то учитель ответит что-то типа такого: "Краткая запись помогает сконцентрироваться на важном в задаче, научиться отсекать второстепенное"
Вроде всё верно?
С этой точки зрения "отсекать лишнее" - идеальное правило. Отсекать лучше бритвой. Оккама.
Но проблема не в том, чтобы отсечь. Проблема в том, чтобы понять, что оно - лишнее. А вот этому как раз никто не учит.
Большее, чему могут научить - сказать, в какой ситуации, что лишнее. Объяснить, почему это лишнее? Ну да, объясняют. А дети - вот дураки - не понимают. Зато, кстати, неплохо запоминают и делают обобщения.
Например, многие дети догадываются, что в задаче про мотоцикл, который догоняет грузовик, лишние - мотоцикл и грузовик. Их нужно отсечь.
Смешно, правда? А что же тогда останется?
Но почему мотоцикл и грузовик - лишние? Потому что они чаще всего учителя и отличники не пишут в "дано" грузовик и мотоцикл.