Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Самые сложные тексты на ЕГЭ 2021 по русскому языку

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Сразу скажу, что большинство текстов нынешнего экзамена однозначно проще прошлогодних. Будем считать, ФИПИ провёл работу над ошибками и, слава богам, не предложил в этом году одиннадцатиклассникам топором нарубленные, не связанные между собой абзацы, именуемые почему-то текстами.

По моим личным ощущениям, которые подкреплены комментариями читателей, самыми сложными для учеников в этом году оказались некоторые тексты Л. Толстого и текст Ф. Абрамова о карьеризме партийных работников.

Один из текстов Толстого достался моей ученице - девочке сильной, претендующей на самые высокие баллы.

Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.

Но даже ей этот поток мыслей и задания 22, 23 показались сложными. Что говорить о слабых учениках, которым любой текст перед написанием сочинения приходилось буквально разжёвывать.

Текст Фёдора Абрамова, доставшийся москвичам, по признаниям коллег, тоже поставил в тупик не одного ученика. Несложная история о партийном чиновнике, который на войне был готов отдать жизнь за Родину, а в мирной жизни побоялся вступиться за оклеветанного человека, не была понята современными учениками, так как в тексте много реалий советского времени (комитет народного контроля, партбюро, первый секретарь РК, обком и т.д.), озадачивших одиннадцатиклассников. Если отвлечься именно от них, то проблема трусости и малодушия окажется на поверхности. Кстати, похожий по проблематике текст Ф. Вигдоровой встречался несколько лет назад в демоверсии:

Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? Не выдумка ли он? Нет, не выдумка.Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
Человек прошёл войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. И вот война кончилась, человек вернулся домой. К своей семье, к своей мирной работе. Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

К числу "сложных" я бы отнесла ещё и текст В. Афонина о детских воспоминаниях. Так как позиция автора в нём явно не выражена, многим ученикам трудно было сформулировать проблему. Вот и придумывал кто-то на ровном месте то "проблему неблагодарного отношения человека к природе", то "проблему сравнения прошлого и настоящего".

В любом случае, экзамен по русскому языку позади. Будем ждать результатов и надеяться на милость проверяющих. А год назад в это время я ещё придумывала новые варианты заданий и писала статьи о фразеологизмах:

Фразеологизмы-"невидимки" из задания 24

Ошибки в употреблении фразеологизмов