Сразу скажу, что большинство текстов нынешнего экзамена однозначно проще прошлогодних. Будем считать, ФИПИ провёл работу над ошибками и, слава богам, не предложил в этом году одиннадцатиклассникам топором нарубленные, не связанные между собой абзацы, именуемые почему-то текстами.
По моим личным ощущениям, которые подкреплены комментариями читателей, самыми сложными для учеников в этом году оказались некоторые тексты Л. Толстого и текст Ф. Абрамова о карьеризме партийных работников.
Один из текстов Толстого достался моей ученице - девочке сильной, претендующей на самые высокие баллы.
Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
Но даже ей этот поток мыслей и задания 22, 23 показались сложными. Что говорить о слабых учениках, которым любой текст перед написанием сочинения приходилось буквально разжёвывать.
Текст Фёдора Абрамова, доставшийся москвичам, по признаниям коллег, тоже поставил в тупик не одного ученика. Несложная история о партийном чиновнике, который на войне был готов отдать жизнь за Родину, а в мирной жизни побоялся вступиться за оклеветанного человека, не была понята современными учениками, так как в тексте много реалий советского времени (комитет народного контроля, партбюро, первый секретарь РК, обком и т.д.), озадачивших одиннадцатиклассников. Если отвлечься именно от них, то проблема трусости и малодушия окажется на поверхности. Кстати, похожий по проблематике текст Ф. Вигдоровой встречался несколько лет назад в демоверсии:
Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? Не выдумка ли он? Нет, не выдумка.Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
Человек прошёл войну как герой. Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. И вот война кончилась, человек вернулся домой. К своей семье, к своей мирной работе. Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
К числу "сложных" я бы отнесла ещё и текст В. Афонина о детских воспоминаниях. Так как позиция автора в нём явно не выражена, многим ученикам трудно было сформулировать проблему. Вот и придумывал кто-то на ровном месте то "проблему неблагодарного отношения человека к природе", то "проблему сравнения прошлого и настоящего".
В любом случае, экзамен по русскому языку позади. Будем ждать результатов и надеяться на милость проверяющих. А год назад в это время я ещё придумывала новые варианты заданий и писала статьи о фразеологизмах:
Фразеологизмы-"невидимки" из задания 24
Ошибки в употреблении фразеологизмов