Найти тему
Kostarika

Велобайки Михалыча: «Нога срывается с педалей, и ты «междометьем» ощущаешь всю жесткость рамы…»

Михалыч полвека крутит педали, наматывая километры городских дорог и лесных тропинок на велосипеде. И получает от этого нереальное удовольствие.  Пешком его и не встретишь особо, в общественном транспорте тоже. Подумать только, 50 лет. А я рассекала на велике только «в школьные годы чудесные». Даже как-то завидую такому энтузиазму. «А что тебе сейчас мешает это делать?» — поинтересовался как-то Михалыч, и очередная наша встреча с этим увлеченным любителем велопрогулок закончилась интересной беседой.

— С велосипедом я познакомился в детском саду. Я ходил в 17-й детский сад. Что мы в то время там делали? Таскались от беседки к беседке, да и все. Время тогда, сами понимаете, было нищее, 70-е годы. Однажды пришел фотограф и для антуража прихватил велосипед, такой, знаете, со вспомогательными колесиками. И мы фотографировались с этим великом. Это был единственный раз, когда я видел эту диковину в детском саду. Очень захотелось и себе такой. Хотелось кататься, особенно это ощущалось, когда видел велосипед у других детей. Пришлось выпрашивать у родителей. Они сдались и купили мне велик, он тоже был с вспомогательными колесиками, и долго мне эти колесики не снимали, потому что я никак не мог балансировать, не держал равновесие и все тут.

— Запомнилось из моей веложизни, как я поехал однажды в деревню. Я уже в школу тогда ходил. А в деревне у всех были так называемые «взрослики». «Аист», не «Аист» — какие-то почерневшие от времени «корчи». Детвора любого возраста гоняла на этих великах. Как они это делали? Катались под рамой, скрючивались, и в такой неудобной позе деревенские крутили педали. Но это очень неудобно. Совсем не получаешь удовольствия от езды: велосипед едет криво, ноги затекают. Меня как-то попытались тоже научить кататься на «взрослике». Посадили на велик, не под раму, правда, а в седло — и толкнули. Я даже до седла не доставал, так, висел над рамой и мчался вперед. Пару раз конфуз был, когда нога срывается с педалей, и ты «междометьем» ощущаешь всю жесткость рамы и несовершенство дороги. Поскольку лето длинное, а ощущения от таких поездок не самые приятные, пришлось учиться крутить педали под рамой.  Я приехал домой уже «прокаченный» и долго еще катался на своем детском велосипеде.  Помню, что колеса у велика были твердые, не надувные. Стоил примерно рублей 100. Это зарплата инженера химзавода в то время, даже больше.

-2

— Помню случай еще такой (когда у меня еще своего двухколесника не было), на велосипеде все гоняли по очереди, друг у друга просили во дворе. Кто-то давал, кто-то нет. Кружок вокруг дома навернул – все, следующий. И так вся толпа каталась.  Однажды такой ливень влупил, что все тротуары наполнились водой, были огромные лужи. Никто в такую погоду не хотел кататься, а я рискнул. И я под этим ливнем радостный рассекал по лужам. Вот такие приятные воспоминания из детства.

— Был у меня и «взрослик». Но я не помню, как мне его купили. Он был белого цвета, и я его перекрасил. Но не прижился – стибрили. Еще был у меня раскладник, который потом тоже украли. Не у меня, а у девушки, которой я дал покататься.  Родители у нее оказались совестливые, назавтра они купили мне новый велик.

— Я считаю, что велосипед – офигенное изобретение человечества. Потому что не нужно получать права и все такое. Купил велик – и ты хозяин положения, ты хозяин своей дороги. Велосипед – это кайф. И полезно это. У меня постоянно всю жизнь был велосипед, так или иначе. Уже полвека кручу педали и получаю от этого удовольствие. Я в технике не очень понимаю, но что-то простое всегда сам мог сделать, так сказать апгрейдить свой двухколесник: поменять руль, покрасить, болтики какие поджать. Не извращался, как некоторые. Например, видел на одном велике руль от грузовой машины. Нет, у меня такого не было, все в разумных рамках. Новые современные велосипеды ты сам не в силах починить, нужна помощь мастера. А старинные велосипеды чинились на раз-два. Имеешь за душой пару ключей, чтоб болты крутить, и все – ты крутой, ты хозяин положения.

— Сейчас у меня ништяк велосипед. Купил себе на юбилей, когда 50 лет мне стукнуло. Велик классный. Есть усиленный багажник, колеса небольшие, тонкие. Такой городской вариант. Велик, как велик, мне нравится. Есть велофанаты, которым суперкруть подавай, но смысла в этом не вижу. Мне важнее мое личное ощущение, а не реакция людей на мой велик. Я на своем могу долго ехать и мне комфортно. До Паричей и обратно спокойно кручу педали. Для меня – ехать на велосипеде – это как ходить пешком. Правда, если пятая точка после долгих поездок уже перенапряжена, то и спешиться можно, не проблема.

-3

— Попа, как орех от велопрогулок? Ничего подобного. Обычная любительская езда на велосипеде – это не спорт, так что не могу похвастаться завидной пятой точкой. Я никогда не рвался, чтоб прям потеть. Зачем? Для меня это средство передвижения. Ну и для удовольствия могу покататься. Нужно наслаждаться ездой, успеть рассмотреть все вокруг, пока едешь. Скорость 15-20 км в час вполне нормальный вариант. По дорогам ездить скучно, люблю тропиночки.

— Вообще, у меня было много разных велосипедов, были и запоминающиеся экземпляры и так себе, обычные. Запомнилась одна модель, каретка у него нетрадиционная какая-то была. Это был велосипед жены. Когда мой сломался, я быстренько пересел на этот байк, мы часто катались, я и на багажнике жену вез. Мы вообще всегда любили совместные велопрогулки в лесу, по тропинкам разным поездить. Да и так я по городу нормально километров наматываю каждый день.

Помню, работал в Прудке, бил рекорды во времени и по скорости. Километров 30 так крутишь педали – незабываемые впечатления. Были и смешные случаи. Снег как-то выпал, сильный такой снегопад был. Я еду домой из Прудка в Светлогорск, каша под колесами, машины обгоняют и все это снежное месиво летит на меня. Приехал домой замерзший и грязный.

— Мы и дочке купили велосипед. Штуки три у нее уже было. Сейчас обычный российский какой-то у нее, «Стелс» или как. Все везде одинаковое: тормоза, руль и все остальное. Есть, конечно, понты, например,  планетарная система  переключения передач. Да зачем она нужна? Просто некоторые люди любят всякие навороты, мне же это не принципиально. Вот раньше «Аисты» были – серьезная вещь, неубиваемые. И нормально все ездили без заморочек. И ремонтировали сами. Сейчас современные велики лет 15 спокойно могут выжить, если вовремя «техосмотр» выполнять, ведь и цепи часто летят, и звездочки и прочие детали.  У меня уже каретка наворачивалась, и так по мелочи еще — пришлось ремонтировать. Сам пытался сделать, а потом решил – лучше я заплачу, и мне все качественно отремонтируют. К Эдуарду Борозне обращаюсь, его все знают. Есть еще Сергей Брикет, его услугами тоже пользуюсь. Сам не заморачиваюсь с ремонтом. Специалисты по-любому знают, больше, чем я – это моя философия.

— Я люблю кататься один или с друзьями, в марафонах и заездах массовых не участвую. День рождения вот в мае отметил, тоже катались на велосипедах. Зимой, считаю, не стоит кататься. Да и не комфортно – мерзнешь, нужно ехать быстрее, чтоб согреться. В итоге – перегреваешься и потеешь. Зачем это? Да и скользко. В эту пору года лучше пешочком, мне так больше нравится. А кто и гоняет зимой на двухколесном – это уже велофанатизм какой-то.

— Как выбрать? Ценник не имеет значения – это мое мнение. Но нужно, чтобы менялось положение руля. Это желательно, чтобы найти баланс между упором двух точек – запястья и собственно пятой точки. Ездить должно быть комфортно, а не чтоб все болело и ныло. Седло имеет значение, удобненько должно быть. Да разницы нет, какой велосипед – каждый выбирает под себя. Супер крутой велик – это просто дорогая игрушка. Мне мой «Кросс Альп» нравится тем, что я его отбалансировал под себя, и мыслей покупать новый у меня нет. Алюминиевая рама, сделан в Польше из китайских ингредиентов, плюс-минус и немецкие детальки там есть. Динамка есть, багажник, руль меняется. Под седлом есть амортизирующая пружинка, седло очень классное.

— Многие боятся ездить на велике, не могут держать равновесие – но это просто, если захотеть. Вот на машине может научиться каждый ездить. Там функционал примитивный, да и набор правил тоже. У всех хватит мозгов сдать и получить права – было бы желание. С велосипедом какая ситуация? Если ты научился держать равновесие, то уже никогда этого не забудешь.

Михалыч рассказал свои велоистории, не все, а что вспомнил так сходу, сел на свой «отбалансированный под себя «Кросс Альп» и напоследок мне настоятельно рекомендовал не жать деньги, а купить любой хоть какой-нибудь бюджетный вариант, чтобы почувствовать себя хозяйкой своей дороги.

— Велосипед – очень удобная вещь. Я рекомендую тебе купить велик и наслаждаться этим. Тогда ты только поймешь, что это за кайф. Ездить на велике – это даже легче, чем ходить. При ходьбе вечно устаешь, тянешь свой вес. А на велосипеде колесить – это удовольствие нереальное.

Автор: Людмила Анденко