Найти в Дзене

Когда и почему нужно прекращать уступать в переговорах

Оглавление

Позиционный торг (уступка за уступку) - нормальная переговорная стратегия. О том, почему чаще всего выбирают именно её, я писала в этой статье, а о том, какие правила есть у торга - в этой.

Однако местами и временами основной вопрос, который встаёт у переговорщика: А когда прекращать давать уступки? И стоит ли прекращать их давать, если нам и так нормально (если маржа ещё есть)? И вообще - пусть лучше со скидкой, но купит, чем уйдёт к конкуренту!

Всё так) Нууу, почти так.

Чем опасны уступки в целом?

Безусловно, у уступок есть сильные ситуативные плюсы (то есть те, которые работают прямо здесь и сейчас):

  • сохраняются отношения с клиентом (он действительно чаще всего не уходит, во всяком случае мгновенно и демонстративно),
  • клиент эмоционально остаётся на позитиве (так как получил что хотел),

НО...

  • Требования клиента растут

Обычно при каждой следующей покупке/заказе клиент начинает всё сильнее и сильнее "садиться на шею". Требует, чтобы разово данная серьёзная уступка стала системой ("так всегда было"), а плюсом к ней требует ещё и дополнительных "плюшек".

Потому что привык, что ему не отказывают. Потому что считает, что вам это ничего не стоит. Потому что получает удовольствие от "сильной" позиции и т.п.

  • Экспертность специалиста и компании в глазах клиента падает

Эксперты точно не уступают всё и сразу (а иногда даже и вовсе не уступают))), а те, кто уступает легко и быстро, - не воспринимаются как профессионалы.

А это уже серьёзный репутационный риск. Потому что не только этот клиент перестанет вас слушать, но ещё и другим расскажет, что ничего хорошего (кроме уступок, конечно)) у вас нет.

  • Усиливаются капризы и неуважение со стороны клиента

А это уже следствие.

Так как поставщик/продавец, давая уступки, ставит себя в позицию "слабого" и постепенно теряет свою экспертность, клиент начинает считать, что общаться корректно уже не обязательно, и отсюда как раз формируется вся история про "вы тут обслуга" и прочее.

Вот и получается, что рисков у уступок намного больше, чем плюсов. Хотя они проявляются не сразу.

Когда прекращать уступки?

Все пункты простые и очевидные, и, тем не менее, часто приходится переговорщикам объяснять их на пальцах((

  • Когда выгоды от сделки меньше тех потерь, которые несёт компания из-за уступок

Но тут есть хитрость: важно учитывать не только прямые финансовые потери!

Но и потери например репутационные (клиент, которому дали очередную уступку, легко может рассказать об этом другим клиентам, и придётся объясняться с ними и/или давать близкого уровня уступки). А ещё потери ресурса переговорщика - от времени специалиста, которое стоит денег, до нервов (их конечно не оцифруешь, но стресс у сотрудника отдела продаж - дело очччень опасное).

  • Когда “сзади Москва”, то есть переговоры подходят уже к уровню финального предложения

Финальное предложение - минимально выгодное для вас (однако вы всё ещё готовы сработать в его рамках).

А чтобы вовремя понять, подходят ли переговоры к финальному предложению, крайне важно заранее (а не в процессе переговоров) просчитывать возможности компании и определяться с видом/размером уступок.

  • Когда конкретный клиент уже плотно “сидит на шее” (требует невозможного, считает, что ему “должны” и явно демонстрирует это)

Конечно, в этот момент нужно первым делом понять, что с прекращением уступок этому конкретному клиенту вы явно опоздали (нужно было останавливаться сильно раньше), но, как говорится, “лучше поздно, чем никогда”.

  • Когда с рынка долетает обратная связь о том, что вас можно "прогнуть"

В этой ситуации естественно тоже поздно пить Боржоми реагировать, это уже не просто сигнал, а сигналище, причём гораздо более опасный, чем сидящие на шее 1-2 крупных клиента. Однако благодаря его масштабу хотя бы здесь многие созревают поставить точку.

Значит ли это, что не стоит вообще давать уступок?

Иногда мне кажется, что да))) Но в целом-то конечно нет) Любые переговоры - это чаще всего взаимные ритуальные танцы.

А вы умеете вовремя останавливаться в плане уступок?
(кстати, личной коммуникации это ведь тоже касается)

_______________________

Больше статей о переговорах и продажах здесь

Подписаться на канал здесь