Найти в Дзене
Увидевший солнце

Путь к свету

Край понемногу расцветал. Водоросли и фотосинтезирующие бактерии заполнили моря планеты. Растения пришли к многоклеточности почти тогда же, десятки миллионов лет назад, во времена Лейданди. Временами, многоклеточные водоросли тонкими нитями напоминали скопления волос, колыхающихся в воде как на ветру. Погода на Крае была равномерно тëплая, и ничто, кроме ограниченности движения, не мешало жизни распространяться.

В эти райские времена на мелководье жил Аматсата. 

взято с сайта pixnio.com
взято с сайта pixnio.com

Аматсата был довольно простым существом - плоским и маленьким, а его тело состояло всего из пяти слоëв клеток. Предки Аматсаты питались странным образом: сгибая тело по шести осям, зарывались в бактериальные маты и разворачивали тело, медленно поглощая всë что было сверху. В некоторых случаях это приводило к симбиозу с бактериями, получающими питание из продуктов жизнедеятельности многоклеточных. Некоторые виды научились поглощать хлорофилл из бактерий, чтобы затем долго жить засчëт фотосинтеза, образовав что-то подобное нашим лишайникам, только подвижное. Многие оставались похожи на древних предков, заныривающих под маты для питания. Аматсата же был передовым. Его ближайшие предки хорошо контролировали свои мускулы, образовывая на верхней стороне тела волнообразные выросты для эффективного поглощения пищи. Аматсата же пошëл ещë дальше, и научился почти полностью сворачивать тело в трубочку, сокращениями тела добиваясь усиленного тока воды через поглощающие гребни. А ещë Аматсата имел то, что не имели его предки и даже братья и сëстры - зрение.

Крохотные группы зрительных клеток в ямках были расположены по вершинам его гексагонального тела. Его предкам они помогали всего лишь отличать свет от тьмы. Аматсата же видел больше, отличая еду от собратьев и прочих несъедобных предметов. Нервные клетки развивались возле "глаз"; врагов не было и смысла в централизации нервной системы тоже не было. Аматсата умел довольствоваться малым. Волнообразно изгибая те части тела, которые были в данный момент боковыми, он переползал с места на место, сворачивал тело в трубочку и питался, особо никуда не торопясь.

Тëплая погода на планете способствовала бурной погоде, частые шторма свирепствовали в открытом океане Края, впрочем, особо никому не мешая, поскольку вся жизнь всë ещë была сосредоточена на мелководье и в небольших заливах и устьях рек.

Но не сегодня. Сегодня безжалостная стихия обрушилась на прибрежные районы.

Аматсата спокойно пасся на матчах, когда волна подхватила его и понесла далеко от берега. Он отчаянно извивался всеми плоскостями своего тела, но поток был сильнее его слабых подëргиваний. Шторм бушевал несколько долгих часов, перед тем как выкинуть обессиленное создание в сотне километров на кромку прибоя. Новое место было древним глубоким ударным кратером, волею судьбы оказавшимся почти полностью под водой, и только полукруглый вал, выступающий над водой, указывал на катастрофу, случившуюся сотню миллионов лет назад. Аматсата почуял слабый вкус еды, и, определившись с направлением, пополз к ней. Сил у него почти не оставалось и ему пришлось питаться как предки - заползая под тонкую плëнку мата, поглощать пищу. Слабое зрение Аматсаты подсказало ему, что пищи здесь мало - слишком часто шторма обрушались на этот островок жизни, к тому же течения, сталкиваясь с сушей, вели себя совершенно непонятно. Они то закручивались в водоворотах, то сталкивались сами с собой, разделяя воду направлениями. Лëгкое придонное течение затекало под Аматсату, отрывая его от дна и он прикладывал много сил, чтобы удержаться на месте.

Так, переползая с места на место, Аматсата добрался до относительно спокойного места и приготовился к размножению. Похожие на опухоли выросты плоти уже давно покрывали края его тела. Представители его вида размножались почкованием. Мускулы молодняка вытягивались, становясь похожими на щупальца, затем резкое мускульное сокращение у основания почки отделяло молодое существо. Это каждый раз было мучительно больно. Аматсата дал жизнь уже четырём десяткам новых существ, и покровы его тела хранили бледные следы предыдущих почкований. Ещë некоторое время молодь проводит с ним, живя в пористых складках его "спины", питаясь вместе с ним.

Немного отдохнув, Аматсата пополз, пробуя воду на вкус в поисках пищи. Течение принесло слабый вкус, но Аматсата ничего не видел. Он изгибал свои покровы, пытаясь хоть что-то разглядеть в мутноватой воде. Наконец, с одной из сторон донëсся чëткий, сильный, явный вкус. Изгибая волнами бока, Аматсата пополз в сторону еды. Но, внезапно, течение оказалось сильнее, оторвав его от субстрата. Аматсата начал шевелиться быстрее, и совершил маленькое чудо - впервые в истории Края, многоклеточное существо поплыло. "Плавающие" движения требовали больше энергии, но сопротивляться течениям так было намного проще, к тому же передвигался так он намного быстрее. Приземлившись на субстрат, Аматсата приподнял передний край тела, и оторвался от дна уже вполне намеренно. Течение помогло ему подняться выше, и Аматсата на мгновенье приподнял передний край тела из воды. Своим слабым зрением он увидел другой берег и, уже уверенней двигаясь, Аматсата поплыл к еде.

__________________________________________________

Почему-то мне было трудно придумать название, в голову лезло что-то слишком пафосное и ваще. Но что может быть пафоснее и круче впервые поплывшего создания? Только создание, сделавшее первые шаги по суше, наверное. Но до этого ещë далеко.

Спасибо за чтение!