Найти в Дзене
Очерки Кирилла

Территории скилла. Дизайн разбойники

Ваш скиллсет — ваши территории влияния. Специалисты разбрасывают свои силы по разным областям, дабы в них иметь решающую силу. Но на ваше добро позарились разбойники. И чем больше захотите охватить, тем больше сил потребуется, чтобы удержать земли — иначе их разграбят. Вывод один простой: вывести силы из одной территории в пользу усиления другой, чтобы не потерять обе.
Иначе говоря, а надо ли уметь всё?

Речь пойдёт ещё уже, чем осваивание двух специализаций, например моушн дизайн и 3д моделирование, но направления в одной области. Большинство задумывается, надо ли уметь анимировать графическому дизайнеру, зачастую ответ «да». Более того, требуются ли навыки вёрстки текста, 4д анимация и всё прочее? Если посмотреть на обратную сторону этого вопроса, мы не скажем: «нет, не надо уметь то и другое» — может возникнуть радикальная мысль, например, обязан ли специалист одной области уметь делать тот же графический дизайн в разных вариациях? Скажем, делать плакаты и придумывать логотипы.

Не берусь делать резких выводов, но практика говорит, что большая часть людей более способна на нечто одно. Причём, не нужно связывать принципиальный навык с профессией; ведь, действительно, талантливые люди талантливы во всём. В том смысле, что креативный человек креативен и в рекламе, и в стихах, даже если не умеет рифмовать. Зато придумает концепцию, которую развернёт уже писатель.

Навыки и знания должно быть настолько широки, насколько их будет достаточно для создания одной единицы творчества: как изготовления некой продукции, так и идеи/мысли/концепции. По моему мнению, талантливый человек — личность с идеями, которая достигает мастерства в ремесле, через которое она реализовывает идеи. Взаимная работа мастера и мыслителя — есть созидание.
Что будет если мы разделим какую-то работу на нескольких человек? Скорее всего она потеряет душу, авторский почерк. Чем больше людей, тем более размытым и смешенным получается конечный продукт.

Возвращаясь к теме:

Не обязательно уходить в смежные области и стараться овладевать всеми инструментами и возможностями. Доведите до совершенства то, в чём хороши.

Танцуете брейкданс, и у вас это хорошо получается — продолжайте! Причём тут балет? Почему такая логика применима к большинству профессий (возьмём врачей, полицейский, певцов), но в современных околоцифровых это мнение крутится? Зачем дизайнеру сайтов уметь делать иллюстрации, а креативному дизайнеру анимировать мультики? Конечно, очень хорошо было бы уметь всё, и такие люди есть — кто горазд во многом — они исключительны, но если так подумать, откуда возникает у самого специалиста расширить свою квалификацию?

Мне видятся такие варианты:


Во-первых, вариант с неудовлетворенностью своей работой. Желание компенсировать слабость в основной деятельности путём дополнения. Эта же логика может привести к зацикленности на технике и инструментах (купить новый монитор, графический планшет получше и всё сразу попрёт), поиске секретов, методик и глубоких знаний (относится к тем, кто постоянно ходит на курсы и записывается на вебинары).

Во-вторых, вследствие ошибочной высокой оценки своей компетенции, бросаются расширять горизонты.

Бывают также иные мотивации расширяться в специализациях, сделайте поправку на типы личностей и их опыт. Я сужу по своим наблюдениям и своему опыту. Так или иначе, наверное, во всех случаях — если человек уже достиг мастерства и это признано — такие действия имеют под собой вполне понятные причины, но они не являются их решениями, а лишь уходом от реальных проблем. Необходимо стать лучшим, вывести свои навыки на новый уровень, достигнуть того понимания, на котором открываются новые и новые тонкости, возможности и, в каком-то смысле, искусство.