Достопочтенный Пророк придерживался следующего метода при распределении средств из общественной казны (Байт аль-мал). Он никогда не позволял, чтобы они сосредотачивались в руках определенных людей, и делил его равными долями между всеми мусульманами, не делая различий между чернокожими и белокожими, арабами и неарабами. Политика Посланника Аллаха по разделу средств была настолько четкой и понятной.
Однако в эпоху второго и третьего халифов все стало совсем по-другому. Абу Бакр не объединял средств от трофеев и сразу же делил их между мусульманами.
Однако второй халиф Умар в вопросе раздела средств из Байт аль-мал выплачивал некоторым мусульманам довольство в соответствии с их степенями.
По словам Ибн Аби-ль-Хадида, Умар создал систему, в которой делалось различие между людьми по их степеням, и дяде Пророка Аббасу ежегодно выплачивалось двенадцать тысяч, каждой из жен Пророка – по 10000 (Айше на 2000 больше), участникам битвы при Бадре, если они были мухаджирами – 5000, а если ансарами – 4000, являвшимся сподвижниками между битвой при Ухуде и Худайбийским договором – 4000, являвшимся сподвижниками после Худайбии – 3000, принимавшим участие в четырех походах, происходивших после смерти Посланника Аллаха – от 200 до 2000 в зависимости от их степени»[1].
Однако в последние годы своей жизни Умар пожалел об этой политике и говорил о том, что вернулся бы к политике Достопочтенного Пророка, если бы прожил еще, но ему не суждено было жить дальше.
Такая политика Умара открыла путь для появления в исламском обществе различных классов, а также заложила основу последующих разделений и смут.
В период правления Усмана эти разногласия достигли крайней точки. При распределении средств из Байт аль-Мал Омейядам отдавалось явное предпочтение. В итоге, был разожжен огонь смуты, и начались нежелательные события.
Достопочтенный Али отбросил в сторону всю эту неправильную политику и вернулся к методу разделения Посланника Аллаха. Он повелел выплачивать каждому равную долю из Байт аль-Мал.
Эта политика никого не обрадовала, в первую очередь курайшитов и Омейядов. Во главе недовольных стояли Марван б. Хакам, Талха и Зубайр.
Талха и Зубайр выступили против этой политики и сказали:
«Мы были близки к Посланнику Аллаха. Мы были среди первых мусульман, принимали участие в джихаде. Ты же даешь нам столько же, сколько даешь всем остальным. Ведь ни Умар, ни Усман не выплачивали нам одинаковую долю со всеми. Они всегда ставили нас выше остальных».
Достопочтенный Али сказал:
«Вот Книга Аллаха. Посмотрите там, сколько вам причитается, столько и возьмите…».
Они сказали:
«А как же то, что мы были первыми мусульманами?».
Достопочтенный Али сказал:
«Вы стали мусульманами раньше меня?».
Они ответили:
«Нет, но разве мы не были близки Пророку?».
Достопочтенный Али:
«Вы что были ближе меня?».
Они: «Нет.. А как же наш джихад?».
Достопочтенный Али сказал:
«Он был больше, чем мой джихад?».
Они: «Нет».
На это Достопочтенный Али ответил:
«Клянусь Аллахом, что я получаю свое жалованье из общего имущество в том же количестве, что и все остальные»[2].
Перед разделом средств из Байт аль-Мал Достопочтенный Али произнес проповедь:
«О люди! Никто не был произведен своей матерью на свет, чтобы стать слугой. Все свободны. Некоторым из нас Аллах даровал очень много имущества и благ. Если некоторые из нас оказывается в затруднительном положении, он должен проявлять терпение и выдержку. Они не должны!!! Байт аль-Мал теперь в наших руках, и мы будем распределять его средства равными долями, не делая различий между черными и белыми»[3].
Тогда Марван б. Хакам обратился к Талхе и Зубайру: «В этой речи Имам имел в виду именно вас. Теперь между вами и остальными не будет никакого различия».
В «Шарх Нахдж аль-Балага» эта речь приводится в еще более подробном виде:
«На второй день после принесения присяги, в пятницу 19 Зу-ль-Хиджа 35 г. по хиджре он взошел на минбар и сказал:
«О люди! Я поведу вас путем Пророка. Что бы я вам ни повелел, следуйте этому, и что бы я вам не запретил, воздерживайтесь от этого.
(Затем он оглянулся по сторонам и добавил).
О люди! Когда я хочу отдалить людей, влюбленным в этот мир (дунйа) и овладевшим бесподобным богатствам, стадам и многочисленной прислугой, от этой беспечности, не презирайте меня и не говорите, что сын Абу Талиба лишает вас ваших прав.
Пусть тот, кто считает себя выше других из-за своей дружбы с Достопочтенным Пророком, что преимущество состоит не в этом. Выше стоит только тот, кто внял призыву Аллаха и Его Пророка, приняв Ислам. В этом отношении все мусульмане будут считаться равными в правах. Вы рабы Аллаха. Имущество принадлежит Аллаху. И оно будет распределяться среди вас равными долями. Ни у кого нет преимущества перед другими. При разделе средств из Байт аль-Мал к арабам и неарабам будет одинаковое отношение»[4].
Др. Хайдар Баш
[1] Шарх Нахдж аль-балага, т. 3, с. 154.
[2] Бихар аль-анвар, с. 116.
[3] аль-Усуль аль-Кафи, т. 8, с. 68.
[4] Шарх Нахдж аль-Балага, т. 7, с. 37.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"