Найти тему

Снятие имамом Али с должностей наместников, назначенных Усманом

Снятие имамом Али с должностей наместников, назначенных Усманом
Снятие имамом Али с должностей наместников, назначенных Усманом

Когда Достопочтенный Али еще только стал халифом, одним из первых его решений было снять с должностей назначенных Усманом наместников, начиная с Муавии.

В начале 36 г. по хиджре он назначил на определенные земли исламского государства праведных и избранных людей.

Некоторые из них:

Усман б. Хунайф был назначен в Басру.

Аммар б. Шахаб – в Куфу.

Убайдаллах б. Аббас – в Йемен.

Кайс б. Са’д – в Египет.

Сахль б. Ханиф – в Шам.

Малик б. Аштар был назначен наместником в Египет[1].

Следует обратить внимание, на какие критерии опирался и что брал за основу Достопочтенный Али, когда смещал старых наместников и назначал новых.

Назначенный в Шам Сахль б. Хунайф был одним из выдающихся сподвижников, принимавшим участие в битвах при Ухуде и Бадре. Когда в день битвы при Ухуду все разбежались, он был одним из тех, кто остался на своем месте и сражался не на жизнь, а на смерть. Он стрелял из лука и защищал Посланника Аллаха. Он также принимал участие в битве у Рва и других походах Посланника Аллаха[2].

Назначенный наместником в Басру Усман б. Хунайф был одним из ансаров, которому Умар в свое время дал должность в Ираке[3].

Назначенный в Египет Кайс б. Са’д отвечал за безопасность Посланника Аллаха. Он был умным человеком передовых взглядов[4].

Назначенный в Йемен Убайдаллах б. Аббас был одним из сподвижников знатного происхождения, щедрым и пользовавшимся любовью и уважением[5].

Однако были и те, кто считал, что Достопочтенному Али лучше было не снимать старых наместников и не назначать новых, хотя бы на какое-то время.

Ат-Табари пишет:

«В те дни, когда Усман находился в окружении, Абдаллах б. Аббас отправился в хадж в качестве главы каравана паломников. Когда он вернулся, Достопочтенный Али уже занимал пост халифа. С ним был Мугира б. Шуба (о котором говорили, что он был одним из лучших арабских политиков). Он встретился с Достопочтенным Али и что-то с ним обсуждал. Когда Мугира вышел, Ибн Аббас спросил Достопочтенного Али: «Что говорит этот человек?». Достопочтенный Али сказал: «Он приходил вчера и говорил: «Оставь Муавию, Ибн Амира и Усмана на их местах, пусть они принесут присягу, да и народ пусть успокоится, а потом ты снимешь всех, кого пожелаешь». Сегодня он пришел и заговорил по-другому, признал мою правоту».

Абдаллах б. Аббас так не думал. Он сказал: «Вчера Мугира дал тебе верный совет, а сегодня он говорит неискренне. Муавия и прочие Омейяды – это люди, привязанные к этому миру. Если ты оставишь их на своих постах, они больше не будут ничем интересоваться. Однако, если ты снимешь их с должностей, они обвинят тебя и поднимут против тебя народ Шама и Ирака. Оставь Муавию на его посту. Пусть он присягнет тебе, а потом я обязуюсь перед тобой отстранить его от должности».

Однако Достопочтенный Али отвергал эти предложения, которые он назвал «интриганским способом вести дела».

Ибн Аббас вышел от Достопочтенного Али и встретил Мугиру, у которого он спросил, почему он вчера сказал одно, а сегодня – другое. Мугира раскрыл ему горькую правду: «Вчера я дал ему совет, и он не принял его. Сегодня я поступил вероломно, но он согласился со мной»[6].

По словам все того же ат-Табари, Достопочтенный Али следующим образом ответил на предложение Ибн Аббаса по поводу сохранения наместников на местах: «Нет сомнений в том, что для этой жизни в предложении оставить их на своих местах будет благо. Однако мне следует поступать с наместниками Усмана, согласно истине и знанию. Я никого из них не оставлю на своем месте. Если они согласятся, то им же будет лучше, а если нет – заговорят мечи».

В ответ на это Ибн Аббас сказал: «Что касается меня, напиши письмо Муавии, окажи ему кое-какие почести и что-нибудь ему пообещай».

Достопочтенный Али ответил: «Нет, клянусь Аллахом, этому никогда не бывать!»[7].

ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ ИМЕЕТСЯ РАЗНОГЛАСИЕ!

Некоторые историки утверждают, что снятие наместников Достопочтенным Али было большим политическим просчетом. Как считают некоторые, если бы Муавия был плохим управленцем, он не смог бы оставаться на своем посту 20 лет.

Однако, как сказал сам Достопочтенный Али, он отказался от интриганских методов и назначил людей, вере, богобоязненности и честному прошлому которых он всецело доверял.

Др. Хайдар Баш

[1] Тарих-и Табари, т. 5, с. 161.

[2] Ат-Табакат, т. 3, с. 471.

[3] Аль-Бухари, ат-Тарих аль-кабир, т. 3, с. 209.

[4] Аль-Исаба, т. 3, с. 94; Тахкик мавакиф ас-сахаба, т. 2, с. 101.

[5] Сийар а’лам ан-нубаля, т. 3, с. 512.

[6] Тарих-и Табари, т. 3, с. 167.

[7] Тарих-и Табари, т. 5, с. 461-463.

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"

Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"