Чревоугодие – одна из восьми основных страстей, терзающих человека при жизни, и не дающих ему впоследствии достойно пройти мытарства, чтобы войти в Царство Небесное.
Борьбу с этой страстью святые отцы считают первой ступенью на трудном пути духовного очищения. Поскольку, мало того, что эта страсть неприятна сама по себе, мало того, что она унижает человека, делая его зависимым от чрезмерно невоздержанной плоти, она еще и способствует разжиганию прочих страстей: блуда, гнева, уныния, сребролюбия и других. Победить эту страсть обычными физическими средствами или лекарственными препаратами вряд ли получится – чревный бес очень хитер: умеет переходить из одной формы существования в другую. Однако, воспользовавшись святоотеческим опытом и наставлениями, можно обойти его уловки, зная основные средства духовной борьбы с ним.
ВИДЫ ЧРЕВОУГОДИЯ
Прежде всего, как учит нас святоотеческое «Добротолюбие», не нужно думать, что чревоугодие проявляется только лишь в повышенном аппетите и излишней массе тела. Ничего подобного! Это лишь одна из форм его проявления. Есть и другие, не менее безобидные.
Например, зависимость от какого-либо вида пищи. Когда человек не может дня прожить без мяса, без сладкого, без алкоголя, какой-либо пикантной специи или еще без какого-нибудь продукта, – это тоже проявление чревной страсти. И это не менее страшно, потому что при такой зависимости человеку становится не до духовной жизни, ему и пост весьма сложно будет соблюдать (чего чревный демон, в конечном итоге, и добивается).
Есть еще любовь к изысканной пище. Не просто к утешительной праздничной трапезе, а именно стойкое нежелание есть простую пищу, без каких-либо кулинарных ухищрений и разнообразия составляющих компонентов. Вот, не хочет человек есть такую пищу, и ничего не может с этим сделать, даже если и очень старается.
ЧТО ЖЕ СОВЕТУЮТ ПРЕПОДОБНЫЕ СТАРЦЫ
Кому и знать способы борьбы с этой страстью, как не великим подвижникам Православия, всю свою жизнь посвятившим этому нелегкому труду.
Советуют же они следующее:
1. Упорядочить режим питания, то есть установить строго определенное время приема пищи.
Как известно, демоны - противники всякого порядка. Их стихия – хаос, суета и кавардак. Один из любимейших методов их воздействия на человеческую психику – дезорганизация, при которой человек не в состоянии контролировать свои мысли и действия, и в этом состоянии совершает досадные ошибки и необдуманные поступки. Поэтому упорядоченность процесса приема пищи уже сама по себе приуменьшит силу воздействия этой пагубной страсти на людей.
2. Пища человека должна быть максимально естественной (натуральной).
В сегодняшнем мире это одно из самых непростых условий.
Несказанно повезло в этом отношении тем людям, кому Господь даровал личное приусадебное хозяйство. И дело здесь не только в том, что продукты со своего огорода и от своих животных более экологичные и полезные. Дело в том, что это те продукты, которые изначально были предусмотрены Господом для питания здорового человеческого организма.
Городским жителям в этом плане гораздо труднее. Ведь для того, чтобы продукты в супермаркетах стояли на полках месяцами и не портились, в них добавляют множество неестественных, не созданных Богом и не предусмотренных Им для питания людей, неорганических добавок, полученных синтетическим путем. А то, что противоположно Божьему Замыслу, всегда привлекает нечистого духа.
Один из известных в России подвижников схиигумен Димитрий, насельник Владычней обители в Ивановской области, в своих проповедях прямо заявляет, что «вся неорганика, присутствующая в продуктах, это есть тот «крючок», на который подсаживает людей бес чревоугодия, поскольку подобную систему питания он изобрел и научил ей людей для себя. И самое страшное при этом то, что вслед за физическим нездоровьем, обязательно последует нездоровье духовное, поскольку они неразрывно соединены воедино».
Здесь можно только посоветовать, по возможности, готовить еду самим. Пусть исходные продукты далеко не всегда экологичны, но хоть консервантов и красителей в такой пище будет значительно меньше.
3. Обязательно читать молитву перед едой и не забывать крестить готовые блюда перед употреблением.
Для чего это делается, знают все христиане. Чтобы благословить трапезу и не дать лукавому духу проникнуть внутрь человека через рот.
Преподобный Серафим Вырицкий, чудотворец и прозорливец прошлого столетия, всегда удивлялся людям, не боящимся вкушать еду без молитвы. Своих прихожан он наставлял: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой и не призываем Божьего Благословения на пищу. Ведь мы не ведаем того, какие люди готовили даже обычный хлеб, что мы едим. Возможно, это делалось с хульными помыслами, руганью и проклятьями. Поэтому обязательно нужно молиться и окроплять пищу всеосвящающей Иорданской (крещенской) водой».
4. Сокращать привычный объем пищи нужно очень аккуратно и обязательно постепенно.
Опытные старцы советовали сокращать потребляемый объем пищи очень осмотрительно, по чуть-чуть, буквально «по одному ломтю хлеба». Чтобы организм не пребывал в состоянии шока, и стенки желудка сокращались до нужных размеров не быстро, а постепенно. Понятно же, что если резко сократить количество привычной порции, человек, просто-напросто, останется голодным. А тут уж над ним возьмет верх страсть уныния, внушая мысль, что раз все равно ничего не получается, для чего же себя изводить? Лучше уж не мучиться и жить по-прежнему.
5. В течении дня почаще пить святую воду.
Не крещенскую Великую Агиасму, которую дозволяется пить только по утрам натощак, а обычную святую воду малого чина освящения. Ту, которую всегда можно набрать в нужном количестве в любой церкви. Монашествующая братия называет эту воду «живой», потому что присутствующая в ней Благодать Святого Духа не дает «разгуляться» страстям в нашем организме, сковывает их силу и уменьшает степень воздействия на душу человека и его разум.
6. Во время еды настоятельно не рекомендуется просмотр телепередач, а также работа с ноутбуком (планшетом, компьютером, смартфоном и прочими гаджетами).
В этом случае человек съест больше, чем ему нужно. Потому что мозг – конструкция весьма уникальная и хрупкая. Он не может одновременно обрабатывать информацию, поступающую из нескольких источников, то есть поступающую сразу от нескольких органов чувств: вкуса, зрения, слуха и обоняния. Пока он будет концентрироваться на мировых новостях или захватывающем сюжете фильма, момент насыщения пройдет незамеченным. А если передача еще и вызовет бурные эмоции, то на их погашение вообще понадобятся дополнительные калории, чтобы уравновесить нашу сверхчувствительную психику.
7. Как можно чаще исповедоваться.
Дело в том, что, когда во время исповеди человек с сокрушением рассказывает священнику о присутствии в его сердце какой-либо страсти (не только чревоугодия, но и любой другой) и о порождаемых ею грехах, страсть, словно какая-нибудь телесная рана, прижигаемая дезинфицирующим средством, начинает иссушаться и уменьшаться в размерах. Так учит Церковь. Понятно, что моментально эта «душевная болячка» не исчезнет, но с каждым разом, с каждой новой исповедью и отпущением грехов, она будет становиться все слабее, и все меньше будет мучить человека, возвращая ему свободу действий и прояснение ума.
8. Обращаться за помощью к Господу и Его святым угодникам.
В борьбе с искушениями человеку своими силами не обойтись. Невозможно даже сравнивать силу обычного земного человека с силой искушаемых его демонов. Одному такого мощного врага не одолеть. Это можно сделать лишь с помощью Господа и Его святых.
Молиться о помощи в борьбе с искушениями можно абсолютно любому святому. Все праведники, достигшие Небесного Царствия, живя на земле, одержали победу над мучавшими их демонами, и потому имеют бесценный опыт и, главное, Силу Святого Духа, способные помочь верующим, обращающимся к ним с горячей мольбой. Просите помощи у близкого вам святого, и вы обязательно ее скоро получите!
*Лично мне очень помогла в этом деле молитва преподобной Марии Египетской, известной праведнице V столетия. После долгих лет бесплодной борьбы посчастливилось однажды побывать в подмосковных Люберцах у ее чудесной иконы с частицей мощей, и с того самого дня сила проявления страсти чревоугодия резко ослабела. Вот так сразу. Всего лишь после одного поклонения мощам святой угодницы – великой постницы, при жизни распявшей в себе эту страсть. Бывают чудеса в жизни.
Существуют также две известные сугубые молитвы, особо помогающие верующим. Это Тайная (то есть мысленно, беззвучно читаемая) молитва для неумеренных в питании и Молитва праведного Иоанна Кронштадтского от чревоугодия.
Все это, конечно же, лишь малая часть духовного опыта, оставленного нам в наследство благочестивыми подвижниками. Изучая их житие и, главным образом, письменные труды, представляющие собой самый верный указатель на пути смирения страстей, можно найти много полезных и действенных советов по искоренению в себе самых губительных и мрачных пороков. Главное, не отступать при первых неудачах и целеустремленно, пусть и небыстро, идти к победе, не сомневаясь в присутствии рядом с нами Незримой Помощи Божией.