Найти тему
Коты, книги и кино

Изобразительная стилистика поздних фильмов Эйзенштейна

Что писали о Сергее Михайловиче после развенчания культа Сталина

Автор - Мира Мейлих; фото - мое
Автор - Мира Мейлих; фото - мое

Для Сергея Эйзенштейна Октябрьская революция (интересно, сколько человек без подсказки гугла вспомнят месяц и год? прим. – старая и вредная Тортилла, т. е. – я) – это была история, которая разворачивалась у него на глазах. Отсюда пафос, монументализм и публицистичность его киношедевров.

Читайте также: Прямая речь Эйзенштейна в книге "Словесные портреты"

Немые фильмы режиссера отличаются четким композиционным построением кадров, а их сопоставление в монтаже рассчитано на ассоциативное восприятие.

Эскизы и кадры фильма об Иване Грозном; фото - мое
Эскизы и кадры фильма об Иване Грозном; фото - мое

В киношколах черно-белые фильмы разбирают по кадрам. Примерно тем же самым занимается автор на страницах данного издания. Книга написана в 1968 году (время оттепели и развенчания «культа личности»), так что она не смогла «не пнуть» походя «устаревшего» гения за то, что и революцию он боготворил, и образ Ивана Грозного у него «всеми родинками» напоминает и оправдывает Сталина.

Последнее прямо не написано, но явственно с неодобрительной интонацией говорится между строк. Но если игнорировать назидательный тон и личные размышления автора ( и то, что за первый фильм об Иване Грозном С.М. получил Сталинскую премию, а за второй - опалу и невозможность снимать кино), то это потрясающее пособие, для тех, кто интересуется историей кино и Эйзенштейном.

Эскизы и кадры фильма об Александре Невском; фото - мое
Эскизы и кадры фильма об Александре Невском; фото - мое

После прочтения по-новому пересмотрела «Ивана Грозного». К примеру, обращал ли кто-нибудь внимание на метафоричность облика героев? В разработке типажа использовали параллели с представителями животного мира. Медвежья тяжесть (мохнатые шубы и шапки) у бояр, скользящие линии у ливонского посла (и очки как у кобры), профиль ганзейского посла напоминает хищную птицу.

Читайте также: "Искусство созерцать человека", Михаил Ромм о кинематографе

В книге много иллюстраций: фото - мое
В книге много иллюстраций: фото - мое

Читайте также: "Бергман о Бергмане" - букинистика о знаменитом шведском режиссере

Читайте также: Сценаристу необходимо тренировать фантазию, - Семен Лунгин

Читайте также: "Уйти нельзя остаться" - книга про то, как выжить в российском кино

Читайте также: Как снять шедевр - разбор первых работ Тарковского

Читайте также: Единственный учебник сценарного мастерства, который хвалят продюсеры