Найти тему

Считаем, сколько щитов сейчас задействовано на строительстве Московского метрополитена

Оглавление

Современная Москва любит славиться рекордами. Все новые объекты, которые сейчас открываются в столице у нас преподносятся как самые-самые: самые большие, самые красивые, самые уникальные и неповторимые в мире. Не обходит этот городской тренд стороной и метро - каких только заявлений о рекордах не делает столичный Стройкомплекс. Объективно на данный момент за последние годы можно выделить 2 рекорда: самая протяженная Кольцевая линия в мире (строящаяся БКЛ) и самый длинный эскалаторный тоннель в мире (на строящейся станции «Марьина Роща» БКЛ - рекордной длины удалость достигнуть за счет того, что с уровня станции он сразу выходит на улицу).

Монтаж эскалатора в самом длинном наклонном ходе мира на станции «Марьина Роща» БКЛ - его длина составляет более 120 метров.
Монтаж эскалатора в самом длинном наклонном ходе мира на станции «Марьина Роща» БКЛ - его длина составляет более 120 метров.

Однако, креатив пиар-службы Департамента Строительства пошел дальше и в прошлом году был поставлен еще один весьма занимательный рекорд - по количеству одновременно работающих ТПМК (тоннелепроходческих механизированных комплексов, проще говоря, щитов - комбайнов, роющих тоннель), номинированный аж в Книгу Рекордов того самого Гиннеса.

-2

Вспомним, как это было, а затем подсчитаем, сколько щитов работает на строительстве столичной подземки сейчас.

2020 год

19 марта 2020 года в Москву прибыла делегация Guinness World Records, которая зафиксировала мировой рекорд по числу используемых при строительстве метро тоннелепроходческих механизированных комплексов.

Пальма первенства - у Москвы. Ни в одном мегаполисе мира не было задействовано одновременно на одном проекте 23 щита.

-4

Проект «РМТМ» решил тоже поучаствовать в подсчетах. Мы пронумеровали все щиты, которые в том или ином виде находились на тот момент под землей:

1) (ММС, СМУ-1) ППТ Сокольники - монтажная камера (пл. № 17), ТПМК Herrenknecht S-770 "София", на 4 января пройдено 1626 из 2249 м
2) (ММС, СМУ-1) ЛПТ Сокольники - монтажная камера (пл. № 17), ТПМК Herrenknecht S-755 "Татьяна", на 4 января пройдено 1608 из 2222 м
3) (ММС, Т-2001) ЛПТ монтажная камера (пл. № 17) - Савёловская, ТПМК Herrenknecht S-772 "Инна", на середину февраля пройдено ~800 из 3252 м
4) (ММС, СМУ-12) ППТ монтажная камера (пл. № 17) - Савёловская, ТПМК Herrenknecht S-771 "Елена", на конец декабря пройдено 1944 из 3368 м, выход в мае.

-5

5) (ИГК) ЛПТ Хорошёвская - Улица Народного Ополчения, ТПМК Robbins EPB-2016-377 "Александра", на 29 ноября пройдено 1000 из 1771 м, выход в марте
6) (ИГК) ППТ Хорошёвская - Улица Народного Ополчения, ТПМК Robbins EPB-207-328-2 "Эсмина", 1776 м, проходка завершена
7) (ТТС) Левый тупик за станцией Деловой центр, ТПМК Lovat RME-234SE 9100 "Полина", 1241м, проходка завершена
8) (ТТС) Правый тупик за станцией Деловой центр, ТПМК Lovat RME-234SE 9200 "Ольга", на 2 февраля пройдено 496 из 1086 м, щит вышел в камеру съездов
9) (ИГК) Левый тупик за станцией Деловой центр, ТПМК Robbins EPB-2110-365 "София", пройдено 740 метров, проходка завершена
10) (УРСТ) Мнёвники - Кунцевская, ТПМК Herrenknecht S-956 "Лилия", 2232 м, идёт проходка
11) (МС-СПб) Кунцевская - Давыдково, ТПМК Herrenknecht S-782 "Надежда", 1372 м, идёт проходка.

-6

12) (ИБТ) ППТ Зюзино - Воронцовская, ТПМК Herrenknecht S-219 "Роза", 2124 м, идёт проходка, выход в августе
13) (ИБТ) ЛПТ Зюзино - Воронцовская, ТПМК Herrenknecht S-218 "Наталия", 2099 м, идёт проходка, выход в октябре
14) (УРСТ) ЛПТ Университет Дружбы Народов - Улица Новаторов, ТПМК Herrenknecht S-736 "Светлана", на 9 марта пройдено ~1000 из 2772 м, выход в ноябре
15) УРСТ) ППТ Университет Дружбы Народов - Улица Новаторов, ТПМК Robbins EPB-2015-371 "Елена", на 2 марта пройдено 133 из 2773 м, выход в декабре
16) (УРСТ) ППТ Университет Дружбы Народов - Улица Генерала Тюленева, ТПМК Herrenknecht S-798 "Ольга", на 9 марта пройдено ~600 из 2703 м, выход в декабре
17) (CRCC) ППТ Славянский Мир - Улица Генерала Тюленева, ТПМК ZTE6250 DZ398 "Дарья", на 15 марта пройдено 126 из 825 м
18) (CRCC) ЛПТ Славянский Мир - Улица Генерала Тюленева, ТПМК ZTE6250 DZ401 "Полина", 831 м, идёт проходка
19) (CRCC) ППТ Мамыри - Славянский Мир, ТПМК ZTE6250 DZ397 "Галина", на 15 марта пройдено 8 из 1925 м
20) (CRCC) ЛПТ Мамыри - Славянский Мир, ТПМК ZTE6250 DZ400 "Мария", 1900 м, идёт проходка.

-7

21) (ММС, ТО-6) ЛПТ монтажная камера (пл. № 30) - Лианозово, ТПМК Lovat ME242 "Клавдия", на конец декабря пройдено 904 из ~2360 метров.

-8

22) (СКМ) Текстильщики - Печатники, ТПМК Herrenknecht S-517 "Виктория", 1296 м, идёт проходка, выход 10.07.2020
23) (ТИС) ЛПТ монтажная камера (пл. № 8) - Текстильщики, ТПМК Herrenknecht S-328 "Светлана", пройдено 37 из 374 м, проходка остановлена и возобновится 20 марта, выход 15.05.2020.

-9

Как производилась фиксация рекорда:

Итак, чуть больше года назад на одновременной проходке новых тоннелей московского метро было задействовано 23 щита. Прошел год с небольшим и что же изменилось? Сразу скажем, что сейчас в работе щитов гораздо меньше. Это снижение связано с тем, что а) бОльшая часть Большой Кольцевой линии, за исключение Восточного участка, пройдена; б) 3 из 5 китайских щитов не принимают участия в строительстве; в) щиты компании "Трансинжстрой" никак не могут начать проходку участка «Новаторская» - «Крымская» («Севастопольский Проспект») Троицкой линии из-за неготовности проекта; г)много щитов понадобится для строительства анонсированных Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий, но выход на площадки будет не столь быстрым и растянутым по времени.

2021 год

На сегодня задействованы:

На строительстве БКЛ: 5 щитов

Ведется работа по проходке тоннелей: двухпутных (сразу для двух поездов) «Печатники» - «Нагатинский Затон» («Корабельная»), «Нагатинский Затон» - «Кленовый Бульвар», «Кленовый Бульвар» - «Каширская» (переходная камера на перегоне)

и однопутных: "Ольга" проходит правый перегонный тоннель от оборотных тупиков за «Каширской» до переходной камеры на перегоне до станции «Кленовый Бульвар» и "Марина", которая ведет проходку левой соединительной ветви от депо "Замоскворецкое" в сторону станции «Каховская».

Завершена проходка двухпутной части перегона «Давыдково» - «Аминьевская», ведется разборка щита (поэтому его мы не включаем в статистику).

Также совсем скоро состоится старт еще одного щита по левому тоннелю переходной камеры на перегоне «Кленовый Бульвар» - «Каширская» до оборотных тупиков за «Каширской» (поскольку щит еще не смонтирован и проходка не началась - его также не учитываем). На БКЛ останется лишь один тоннель, который еще предстоит построить щитом - соединительная ветвь в депо "Аминьевское" со стороны станции «Аминьевская».

На строительстве Троицкой линии (участок «Новаторская» - «Бачуринская»): 2

Оба китайских щита ведут заключительную проходку от станции «Мамыри» до станции «Бачуринская» (остальные перегоны линии от «Новаторской» до «Мамырей» пройдены, а перегон «Бачуринская» - «Коммунарка» строится открытым способом - в котловане)

-11

На строительстве Люблинско-Дмитровской линии (участок «Селигерская» - «Физтех»): 3

На этом участке "салатовой" линии до поселка Северный осталось построить всего 3 тоннеля, и все 3 в настоящее время в работе - каждый из щитов легендарного "Мосметростроя" уже преодолел больше половины пути:

-12

На строительстве Рублево-Архангельской линии: 1

Несмотря на то, что строительство новой линии до активно застраиваемого Сбербанком Рублево-Архангельского только началось, один щит уже взял старт от станции «Народное Ополчение» («Проспект Маршала Жукова») до «Звенигородской» («Пресни») и далее до действующей станции «Шелепиха». Подробнее об этой линии мы рассказывали здесь. Для интересующихся судьбой этой линии также добавим, что начинается строительство стен в грунте для последующего раскрытия котлованов станций «Архангельское» и «Ильинская».

-13

На строительстве Солнцевской линии (участок «Рассказовка» - «Внуково»): 2

На ожидаемом многими участке Солнцевской линии до аэропорта "Внуково" в прошлом месяце также началась проходка двух тоннелей до «Рассказовки». По окончанию проходки этим же щитам предстоит пройти участок тоннелей в обратную сторону - до станции «Внуково».

-14

Итого в работе: 13 проходческих машин.

Фото: АО "Мосинжпроект".
Фото: АО "Мосинжпроект".

Резюмируя, следует сказать о том, что несмотря на снизившееся число одновременно работающих щитов, станций, по которым ведутся работы в этом году, по сравнению с прошлым, стало еще больше, а это значит, что темпы метростроения в Москве не снижаются - что, безусловно, является радостным фактом для всех жителей столицы! Ждем полноценного разворачивания фронта работ по Рублево-Архангельской и Бирюлевской линиям, а также продлению линий в Гольяново и Троицк, где найдется применение почти всем московским проходческим комплексам.

Спасибо за внимание!

Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk