Безусловно, Panzer IV можно считать, если и не лучшим танком Германии во Второй Мировой войне, то «рабочей лошадкой», точно. Созданный на три года раньше советского Т-34 и на пять лет американского М4, он стал их главным оппонентом на полях сражений. Можно сказать, что эти танки были примерно равнозначны, в чем-то уступая, в чем-то превосходя друг друга.
Впрочем, в этой статье речь пойдет не о сравнении их технических характеристик. Это изжевано уже так, что и блендер не нужен. Куда меньше рассмотрена тема о количестве выпущенных Panzer IV в рамках каждой из модификаций. А их у танка было 10.
Серийный выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.A начался в октябре 1937 и закончился в марте 1938 года. До конца 1937 года сдали 13 танков и 22 в 1938. Машины 1-й серии с номерами 80101 – 80135 выпустил Krupp-Grusonwerk.
Производство 2-й серии, Pz.Kpfw.IV Ausf.В, продолжалось с марта по сентябрь 1938 года. Всего Krupp-Grusonwerk выпустил 42 танка с номерами 80201 – 80242.
3-я серия, Pz.Kpfw.IV Ausf.С, начала выпускаться с сентября 1938 года. До конца года сдали 38 машин. До конца августа 1939 года собрали еще 102 танка. Все 140 машин с номерами 80301 – 80440 изготовил Krupp-Grusonwerk. Впрочем, последние 6 шасси (№№ 80435 – 80440) были использованы для создания мостовых танков. В августе 1939 года эти шасси были отправлены на фирму Magirus, где в первые месяцы 1940 года 4 из них переоборудовали в Brückenleger IVa, а 2 (№№ 80435 и 80438) – в Brückenleger IVs (Infanterie Sturmgesteg).
Следующая модификация Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпускалась на Krupp-Grusonwerk уже в двух сериях.
4-я серия из 200 танков пошла в производство в октябре 1939 и закончилась в августе 1940 года. В 1939 году собрали 45 танков и 155 в 1940. Танки имели номера 80501 – 80700. Однако, как и с предыдущей модификацией, 16 шасси (№№ 80685 – 80700) в начале весны были отправлены на Magirus. Там их переделали в Brückenleger IVb. Впрочем, в этой роли они прослужили недолго. Уже в мае 1941 года 3 Brückenleger IVa и 13 Brückenleger IVb переоборудовали в линейные танки, установив на них башни и подбашенные коробки от Ausf.E. Кроме того два шасси Brückenleger IVb были переделаны в Brückenleger IVs (Infanterie Sturmgesteg).
5-я серия обязана своим появлением желанию Waffen SS так же получить танки. Однако их им не дали, обменяв на StuG III. Таким образом у подчиненных Гиммлера появились 6 StuG III Ausf.A и 15 StuG III Ausf.В, а в Вермахт поступили 48 новых танков. Изготовлены они были в августе – октябре 1940 года и имели серийные номера 80701 – 80748. Кроме того в августе были собраны два шасси для САУ Pz.Sfl.IV (10 cm), известная так же, как Pz.Sfl.IVa или Dicker Мах.
6-я серия, Pz.Kpfw.IV Ausf.E, на 206 шасси с номерами 80801 – 81006, так же выпускавшаяся на Krupp-Grusonwerk, стала делаться с октября 1940 года. До конца года сдали 85 танков. До мая 1941 года закончили еще 121 машину. Впрочем, 4 шасси (№№ 81001 – 81004) были отправлены на Magirus и стали Brückenleger IVс. А два последних танка получили новую экспериментальную ходовую часть с шашечным расположением катков. Доктор Генрих Книпкамп, глава Waffenprüfamt 6, попытался поставить свою любимую подвеску и на Panzer IV.
Заказ на 7-ю серию составил уже 700 танков. Для осуществления выпуска такого большого, по тем меркам Германии, объема, были привлечены еще две фирмы: Vomag и Nibelungenwerke.
Впрочем, с начатым в апреле 1941 года производством Pz.Kpfw.IV Ausf.F, Krupp-Grusonwerk первое время справлялся самостоятельно, сдав в 1941 году 303 танка. В августе первые два танка сдал Vomag, собрав до конца года всего 40 машин. В ноябре в производственный процесс включился Nibelungenwerke. Но его успехи были минимальны: один танк в ноябре и два в декабре.
До марта 1942 года все три фирмы вместе взятые выпустили еще 125 танков в прежнем исполнении, то есть с пушкой Kwk 37 L/24.
в конечном итоге производство Pz.Kpfw.IV Ausf.F было следующим:
Krupp-Grusonwerk – 395 (№№ 82001 – 82395)
Vomag – 65 (№№ 82501 – 82565)
Nibelungenwerke – 13 (82601 – 82613)
Однако стоит учесть, что в количество 395 машин, которые выпустил Krupp-Grusonwerk, включены два шасси, использованные для изготовления подвозчиков боеприпасов Munitionsschlepper für Karl-gerät.
Продолжение производства 7-й серии шло уже по инерции. Танки, вооружаемые пушкой Kwk 40 L/43, объединили с 8-й серией, включавшей 1700 экземпляров. Поэтому первое время эти машины именовались Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, в то время как ранние – Pz.Kpfw.IV Ausf.F1. Но уже вскоре все танки с новым орудием стали называть Pz.Kpfw.IV Ausf.G.
Производство последних 227 танков 7-й серии производилось с марта по июль 1942 года:
Krupp-Grusonwerk – 105 (№№ 82396 – 82500)
Vomag – 35 (№№ 82566 – 82600)
Nibelungenwerke – 87 (82614 – 82700)
Фактический выпуск 8-й серии начался в мае 1942 года. Производство продолжали осуществлять те же три фирмы:
Krupp-Grusonwerk – 800 (№№ 82701 – 83000, 83201 – 83400, 83651 – 83950)
Vomag – 400 (№№ 83001 – 83100, 83401 – 83550 83951 – 84100)
Nibelungenwerke – 500 (83100 – 83200, 83551 – 83650, 84101 – 84400)
В 1942 году было сдано 642 танка 8-й серии и по июнь 1943 года еще 1058.
Контрактов на 9-ю серию, Pz.Kpfw.IV Ausf.Н, планировалось заключить уже на 5200 шасси:
Krupp-Grusonwerk – 1400 (№№ 84401 – 84900, 85751 – 86150, 88100 – 88600)
Vomag – 1400 (№№ 84901 – 85350, 86151 – 86600, 88601 - 89100)
Nibelungenwerke – 2400 (85351 – 85750, 86601 – 87100, 89101 – 90600)
Однако в полном объеме это выполнить не удалось. Часть шасси была задействована под производство САУ, часть плавно перекочевала в 10-ю серию, часть просто осталась на бумаге.
Производство Pz.Kpfw.IV Ausf.Н началось в мае 1943 года и продолжалось по февраль 1944. В 1943 году сдали 1924 танка и 400 в 1944.
Krupp-Grusonwerk – 391 (№№ 84401 – 84791)
Vomag – 693 (№№ 84901 – 85350, 86151 – 86393)
Nibelungenwerke – 1330 (85351 – 85750, 86601 – 87100, 89101 – 89530)
Из 391 шасси, изготовленных Krupp-Grusonwerk, 10 были отправлены на переделку в StuPz IV. Это же касается и Nibelungenwerke: из 1330 шасси 2 были задействованы для опытных работ, 30 переделали в StuG IV и 50 в StuPz IV.
Таким образом, всего танков Pz.Kpfw.IV Ausf.Н изготовили 2324 штуки.
10-я серия стала последней. Теперь танки именовались Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Производство их началось в феврале 1944 года, но уже на двух фирмах: Krupp-Grusonwerk, сдав в январе 30 танков Ausf.Н, из программы выбыл, продолжив, впрочем, выпуск шасси для Flakpanzer IV.
Vomag – 180 (№№ 86394 – 86573)
Nibelungenwerke – примерно 3255 (89531 – 90600, 91301 – 93250, в диапазоне 110001 – 110272)
Однако, Vomag уже в мае 1944 года прекратил выпуск танков и полностью переключился на сборку Jagdpanzer. Таким образом, с этого времени производителем Panzer IV остался только Nibelungenwerke в Австрии.
Из примерно 3255 шасси, собранных на Nibelungenwerke, как танки были закончены 2995. Кроме того было выпущено около 260 шасси для StuPz IV.
Итог 10-й серии – 3175 танков, из которых 2725 выпустили в 1944 году и 450 за первые четыре месяца 1945.
Фактическим окончанием производства можно считать апрель 1945 года, когда умудрились собрать 65 танков. Но это не совсем так. Уже вскоре после завершения войны под советским контролем доделали еще 28 танков с номерами до 110415. Позже они будут переданы Болгарии.
Напоследок стоит отметить, что из примерно 8500 Panzer IV, принявших участие в боях, к концу 1942 года было произведено только 2000 из них. И это в тот период, когда немцы имели наиболее крупные успехи. Остальные 6500 – уже когда что-то пошло не так и избиение началось в прогрессии. Это говорит о том, что вести наступательную войну, даже небольшими силами, но обеспеченными отлично подготовленными кадрами, у немцев прекрасно получалось. Но когда количество напрямую повлияло на качество подготовки экипажей, а тем более все чаще приходилось обороняться, то карточный домик Panzer-Truppen начал разваливаться.