Найти тему
Любитель балета

Кому и за что в балете И. В. Сталин раздавал премии своего имени

Сегодня у меня будет информационного плана статья о признании государством деятелей балетного искусства на примере Сталинских премий. В этом жанре они присуждались в 1941–1943, 1646–1952 гг.

Впервые Сталинские премии были вручены в 1941 году. Порядок присуждения их был определен постановлением СНК СССР «О порядке присуждения премий имени Сталина за выдающиеся работы в области науки, военных знаний, изобретательства, литературы и искусства» (1940 г.). Согласно ему премии присуждались (в нашем случае) комитетом по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Премия не зря называлась Сталинской. И. В. Сталин участвовал в отборе кандидатов, и на заседании комитета часто сам принимал положительное решение (кто ж ему возразит?).

Размеры премий были: 1-й степени – 100 тыс. руб., 2-й – 50 тыс., 3-й – 25 тыс. В балете были присуждены только наивысшие премии, 1-й и 2-й степени, 3-й – ни разу. Суммы это огромные, покупательная способность рубля была значительно выше чем сейчас. Для сравнения: по данным статистики ЦСУ СССР средняя заработная плата в СССР была: в 1945 г. – 442 руб., 1950 г. – 646, 1952 – 674. В сфере образования, науки и культуры она была выше средней и составляла в эти годы соответственно 488, 697, 722 руб. То есть премия в несколько раз превышала средний заработок за год. К этой награде выдавался значок и удостоверение.

Изображения из свободного доступа.
Изображения из свободного доступа.

Первые премии в балете были присуждены в 1941 г. с формулировкой «за выдающиеся достижения в области балетного искусства». Лауреатами стали: 1-й степени: О. Лепешинская, Г. Уланова, В. Чабукиани; 2-й – М. Семенова, Н. Дудинская, А. Мессерер и дирижер Ю. Файер «за высокое мастерство дирижирования балетами». В 1943 г. премию 1-й степени получила «ветеранша» советского балета Е. Гельцер, в 1946 г. – К. Сергеев, А. Ваганова (1-я ст.), Л. Лавровский и А. Ермолаев (2-я ст.).

А вот дальше начинается самое интересное, что меня интересует куда больше. За какие балетные спектакли получали эту высокую награду? Посчитала. Балетов 17 названий. Премии за них обычно получал балетмейстер, исполнители главных партий, порой – композитор, дирижер, художник.

Давайте я вам перечислю балеты-лауреаты просто и нейтрально, по алфавиту и с одним названием, а потом прикинем, какая доля их известна (и сохранилась), а какая – наоборот.

«Горда», «Гюльшен», «Доктор Айболит», «Золушка», «Князь-озеро», «Красный мак», «Лейли и Меджнун», «Лола», «Мнимый жених», «Пламя Парижа», «Раймонда», «Ромео и Джульетта», «Сакта свободы», «Синатле», «Шехеразада», «Шурале», «Юность».

На слух известно менее половины, процентов 40. Остальные названия даже специалисты или только лишь слышали, или и вовсе не слышали. Часть из этих балетов были поставлены в союзных республиках.

Давайте поговорим об известных. Среди этих балетов в моем личном рейтинге на первом месте стоит «Раймонда» А. Глазунова. Единственная редакция классического балета в этом списке! Словно бы признание товарищем Сталиным самого старика Петипа. Но это было признанием выдающегося ленинградского танцовщика и балетмейстера-редактора Константина Сергеева. Да, то всего лишь премия 2-й степени (1949 г.). Ее кроме него получили: Н. Дудинская за главную роль, С. Каплан за Абдеррахмана, даже Н. Анисимова за испанский танец панадерос и художник С. Вирсаладзе за оформление (которое мы до сих пор видим). В списке нет роли Жана де Бриенна так как им был сам балетмейстер, единый в двух лицах.

«Раймонда» К. Сергеева. Запись 1980 г.

На втором месте в моем рейтинге «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Балет этот родился в Ленинграде в 1940 г., был перенесен в Москву, и московская постановка (идентичная) и получила премию 1-й степени в 1947 году. Точнее, создатели: Л. Лавровский (балетмейстер), Г. Уланова (Джульетта), Ю. Файер (дирижер), П. Вильямс (художник). Замечаем? Нет Ромео, есть Джульетта. А так оно и есть, в этом балете персонаж Джульетты заметнее чем ее возлюбленный. И, как в старом анекдоте: «А где же Прокофьев?». Есть-то он есть, только премии ему за «Ромео и Джульетту» нет.

Фильм-балет «Ромео и Джульетта» 1954 г. с Г. Улановой.

В том же 1947 году московская редакция ленинградского балета снискала награду. Это было «Пламя Парижа» Б. Асафьева, впервые возгоревшееся в 1932 году. Про этот спектакль рассказывают, что Сталин смотрел его несколько раз, и как-то, довольный, подозвал в ложу балетмейстера В. Вайнонена и спросил, а не имеет ли он «премию моего имени». После отрицательного ответа премия вскоре появилась. 1-й степени. Балетмейстеру и исполнителям главных ролей. Последних – просто куча: три Жанны (О. Лепешинская, С. Мессерер, И. Тихомирнова), два Филиппа (А. Ермолаев, А. Мессерер) и одна Мирель де Пуатье (С. Головкина). Не оставляет сомнений, что расщедрившемуся вождю балет нравился.

Так сказать, мини-фильм-балет по «Пламени Парижа», 1953 г. (в рамках фильма «Мастера русского балета»).

В 1946–1947 гг. Сталинские премии получили все (две) постановки нового балета «Золушка». Сразу предупрежу вопрос «А где же Прокофьев?» – он премию за этот свой балет получил еще в 1944 году. 1-ю степень получила «Золушка»-феерия Р. Захарова и П. Вильямса, поставленная в Большом театре в год великой Победы. Премию получили: Р. Захаров (балетмейстер), опять Ю. Файер (дирижер), две Золушки (О. Лепешинская и Г. Уланова), два принца (В. Преображенский и М. Габович) и В. Кригер – мачеха.

Фильм-балет «Хрустальный башмачок» ("Золушка" Р. Захарова). 1960 г.

Скромнее была оценена более скромная по оформлению, но более интересная хореографически «Золушка» К. Сергеева в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Тут лауреатами премии 2-й степени стали: ассистент балетмейстера Ф. Балабина, Золушка – Н. Дудинская, ее сестры по имени Кривляка и Злюка – Т. Вечеслова и А. Шелест. Да уж, отличается набор персонажей от московской «Золушки». А премированный балетмейстер опять исполнил и главную мужскую роль.

Телебалет «Золушка» К. Сергеева, 1985 г.

Из известных балетов можно еще вспомнить «Красный мак» и «Шурале». «Красный мак» Р. Глиэра – первый балет на советскую тему, точнее, советско-китайскую, вполне классический по форме, впервые поставленный в 1927 г. Премию 2-й степени получила новая постановка Л. Лавровского 1949 года (с 1957 г. называлась «Красный цветок»). Кроме него были премированы: Г. Уланова и О. Лепешинская (Тао Хоа), С. Корень и А. Ермолаев (Ли Шан-фу), М. Габович и Ю. Кондратов (Ма Личен), В. Смольцов (Босс); а также художник, а заодно и автор сценария М. Курилко и все тот же дирижер Ю. Файер. Композитор ничего не получил, возможно, за давностью лет, но вскоре он получит премию 1-й степени за свой новый балет «Медный всадник» (кстати, единственным за этот балет).

Телесюжет о балете «Красный мак» с архивными записями фрагментов.

Одним из последних премированных балетов в 1951 г. был балет по татарским сказкам «Шурале» («Али-Батыр») Ф. Яруллина, поставленный Л. Якобсоном в Кировском театре. Композитор погиб на фронте в 1943 г., не увидев своего балета. Награды получили: балетмейстер Л. Якобсон, дирижер П. Фельдт, артисты: Н. Дудинская, И. Зубковская (Израилева), А. Шелест (девушка-птица Сюимбике), К. Сергеев, А. Макаров, Б. Брегвадзе (охотник Али-Батыр), И. Бельский и Р. Гербек (Шурале).

Фильм-балет «Лесная сказка» («Шурале» Л. Якобсона). 1980 г.

На этом с известными всё, спасибо за внимание! Нарыть что-нибудь про неизвестные я взялась позже. И вот результат-продолжение.