Найти тему
Классическая ГИТАРА

Почему я прекрасно играю, когда я один, но только не во время публичного выступления? Я очень нервничаю, хотя прекрасно играю

Я хотел бы предложить кое-что, что может показаться немного резким. Надеюсь, вы поймёте, что это конструктивно, и примете это спокойно, немного подумав.

Если вы действительно полагаете, что играете прекрасно в любой момент, но испытываете трудности в момент публичного выступления, что-то вроде красной тряпки или сигнала тревоги... На самом деле, вы, вероятно, вовсе не играете «прекрасно» независимо от того, кто находится с вами в комнате.

Это случается со всеми нами. Люди платят мне за игру, и иногда платят много (вот лохи), уже много лет. Но дело в том, что я редко, если вообще когда-либо, играю «совершенно нормально», по своей собственной оценке. Всё, что я прошу от себя — это каждый раз всё делать немного лучше, если это возможно, чтобы создать в целом позитивную тенденцию. В основном это работает. Я уверен только в том, что я намного лучше, чем был когда-то раньше, и это здорово. Это правильное направление.

Пиковая производительность — чрезвычайно сложная тема, о ней написаны целые книги. Например, очень популярна книга «Внутренняя игра в Теннис».

Дело в том, что мы не слишком надёжные судьи того, как мы сами звучим. Конечно, мы можем внимательно слушать, восхищаться и развивать то, что мы делаем хорошо. Да, мы можем обнаружить и решить некоторые проблемы. Это то, что делают все музыканты. Это те навыки «диагностики» и «лечения», которые будет стремиться взрастить в своих учениках любой хороший учитель, прежде чем они покинут его родительское гнездо.

И всё же нам будет очень многого не хватать. Мы склонны попадать в рутину, застревать в колеях, погружаться в повторяющиеся паттерны поведения у инструмента. Мы становимся «роботизированными» в своём подходе, не осознавая этого. Вот почему многие опытные профессионалы любят время от времени по-прежнему брать уроки у уважаемых педагогов, чтобы помочь подвести итог тому, что может быть упущено.

Иногда, снимая живое выступление в неидеальном пространстве, звукорежиссёр записывает несколько секунд любого слабого окружающего звука, происходящего в комнате: жужжание, гудение и так далее. Он будет использовать этот фрагмент, чтобы затем очистить или подавить любые нежелательные шумы в помещении в конечном продукте, если они возникнут.

Ваш прогресс как музыканта неизбежно будет страдать от нежелательного окружающего «шума», который вы можете не осознавать, потому что он стал частью общего фона вашей повседневной музыкальной деятельности. Отличный способ запечатлеть и оценить этот мусор — записать свою игру, пропустить несколько дней или неделю, а затем послушать результат настолько старательно, беспристрастно и критически, насколько это возможно.

Это хорошее начало для самосовершенствования. Вы обнаружите в своей игре по крайней мере десять «причуд», о которых не знали. С этого момента вы можете диагностировать каждую из них и работать над их улучшением. Хотя, как правило, это совсем не весело проходить, особенно поначалу. Этот тщательный уход за собой принесёт огромные дивиденды в ваших выступлениях — не только в кажущемся музыкальном качестве, но и в вашей уверенности и психической стабильности во время акта выступления. Это в конечном итоге сделает исполнение менее «раздражающим» и более комфортным для вас.

Это отношение диаметрально противоположно тому, что «у меня всё просто прекрасно, но только пока не появляются слушатели».

Другое дело, что ещё вам просто нужно больше практиковаться в исполнении на публике. Это лучший способ, который я знаю, чтобы помочь контролировать нервы и культивировать уверенную, расслабленную атмосферу. Я не сомневаюсь, что качество вашей игры принимает удар, когда присутствует аудитория — это очень распространённое явление, но это, конечно, не приговор. Поэтому вам нужно просто выступать чаще.

Я встречал многих студентов-музыкантов, которые, кажется, верят, что отличное выступление будет естественным конечным результатом траты большого количества времени в репетиционной комнате, как торт, выходящий из духовки. «Всё готово, давайте есть!»

Но это почти никогда не бывает так. Успешное представление является оптимальным конечным результатом того, что заранее было предпринято большое количество менее успешных представлений. Точно так же, как вкусному пирогу могло предшествовать много странных по форме, сухих и менее вкусных пирогов.

Слишком многие из нас просто недостаточно работают. Мы разучиваем пьесу для того, чтобы исполнить её только один или два раза, а затем поспешно переходим к чему-то другому. Это классическая модель фортепианного концерта в родном городе, и для многих студентов классической музыки она продолжается в колледже или консерватории...

Вполне вероятно, что, когда мы слышим, как великолепный солист исполняет концерт, он уже исполнял его публично где-то между десятком и сотней раз раньше. И самый первый из них был после всего времени, проведенного в репетиционной комнате! Вполне вероятно также, что он всё ещё нервничает перед выступлением — есть много исполнителей мирового класса, которые продолжают испытывать «страх сцены» в той или иной степени. Но из-за этого с таким трудом наработанного опыта они постепенно учатся справляться с нервами более гладко. Они могут хорошо играть независимо от того, какой у них был день или неделя. Такая стабильность и профессионализм — не подарок судьбы. Это приобретённое и отработанное умение само по себе, совершенно независимо от музыки.

По материалам публикации (англ.).