Найти в Дзене
daymonri

Боевые автоматоны и демоны-хранители Крита

Оглавление

Минойская цивилизация входит в группу культур Эгейской цивилизации, существовавшей на островах Эгейского моря и материковой Греции в период с третьего по первое тысяче до нашей эры (европейский бронзовый век).

Эгейскую цивилизацию иногда называют крито-микенской, что не совсем корректно, так как помимо Крита и Микен в этом регионе существовали и другие культурообразующие центры. То есть культура Крита и Микен регионально и хронологически захватывает лишь часть Эгейской цивилизации.

На Крите и соседних островах (например, кикладский остров Тера) сформировалась уникальная культура, которая сегодня считается первой развитой цивилизацией Европы, оставившей после себя колоссальный пласт архитектурных комплексов, предметов искусства, инструментов, оружия, религиозных и бытовых артефактов. У этой цивилизации было собственное письмо, ни у кого не заимствованное, оригинальное. Причем оно существовало в нескольких вариантах – так называемые критские иероглифы, линейное письмо А и линейное письмо Б. Также на Крите существовала самобытная религиозно-мифологическая концепция со своими традициями и обрядами.

Цивилизация Крита называется минойской цивилизацией по имени мифического царя Миноса, построившего Кносский дворец. Минос широко известен благодаря мифу о Тесее и Минотавре. Действие этого мифа разворачивается в лабиринте недалеко от Кносского дворца, который по легенде был построен инженером, архитектором и изобретателем Дедалом (известен благодаря мифу о Дедале и Икаре).

Кносский дворец – далеко не единственное дошедшее до нас доказательство былого величия минойской культуры. На Крите обнаружено множество подобных комплексов, например – дворцовый комплекс Фест. Все это сложные многоуровневые строения с фонтанами и возможно висячими садами. Их стены украшены замысловатыми фресками, они имеют сложную водопроводную и канализационную систему.

Минойцы торговали практически со всеми современными им странами Ближнего Востока. Вместе с критскими купцами путешествовали художники, поэты и исследователи. Они принесли минойскую культуру на Киклады (острова в Эгейском море), в Египет периода Древнего Царства, на Кипр, Ханаан, Левант и в Анатолию. Это была одна из самых больших и самых развитых цивилизаций своего времени. При этом минойцы почти ни с кем не воевали, расширяя свое влияние за счет торговли и дипломатии, а не огнем и мечом.

Самым большим вопросом остается вопрос о том, почему с середины второго тысячелетия до нашей эры Минойская культура начинает угасать. На этот счет существует много гипотез – от масштабного вторжения из Микен до извержения вулкана на острове Тера, которое подняло колоссальное цунами, обрушившееся на Крит. Ниже я подробно рассмотрю эти гипотезы.

Крит
Крит

Общие сведения о минойской религии

Наиболее древние минойские тексты, написанные на глиняных табличках критскими иероглифами и линейным письмом А, до сих пор не расшифрованы. Лингвистам удалось расшифровать только линейное письмо Б, однако тексты, созданные с использованием этого более позднего письма, не содержат концептуальных сведений об оригинальной минойской религии.

Тем не менее, до нас дошло много изобразительных источников, включая фрески на стенах, расписные сосуды и ларнаксы (погребальные конструкции из дерева и керамики). Также на Крите обнаружены тысячи статуэток, колец, подвесок, амулетов и артефактов религиозного назначения. Суммарно этот комплекс находок позволяет в относительной степени реконструировать минойскую религию. Отдельные фрагменты древних критских мифов присутствуют в общегреческой мифологии.

Некоторое время считалось, что минойская религия в отличие от религиозных систем современных ей Египта, Месопотамии и Сирии, вообще не имела мест поклонения, храмов или их аналогов. Но современные исследования показали, что дворцовые комплексы (те же Кносс и Фест) как раз и были храмами, выполняя помимо прочего религиозные функции. Также для проведения религиозных обрядов минойцы широко использовали пещеры и горные пики, на которых устанавливали Рога посвящения и другие культовые конструкции.

Наиболее часто встречающиеся религиозные символы на Крите – это бык, уже упомянутые Рога посвящения, двусторонний топор лабрис и змея. Также культовым для минойской цивилизации выступает символ лабиринта. Предполагается, что во главе минойского пантеона стояла некая богиня, которую иногда называют Богиней змей (или Богиней-змеей). Возможно, она олицетворяла мать-землю или была дуалистическим – одновременно солярным и хтоническим божеством.

Предполагается, что религиозная система на Крите была глубоко внедрена в быт всех слоев населения. Потому что ритуальные артефакты и изображения обнаружены на острове повсеместно, не только в дворцово-храмовых комплексах. При этом у нас нет точных сведений о том, на каком уровне взаимоотношения находилась религиозная и светская власть. Ведь те же дворцы-храмы в первую очередь выступали резиденциями местных правителей. На этот счет есть несколько научных теорий, которые я подробно рассмотрю ниже.

В середине второго тысячелетия до нашей эры, когда минойская культура приходит в упадок, местные боги активно заменяются общегреческими, оригинальные мифологические сюжеты исчезают, частично изменяются. В это время начинают обожествлять Ариадну, верховным богом становится Зевс. Некоторые боги сливаются с местными аналогами (например, у критян был Вельханос, замененный впоследствии Гефестом, причем именно критский Вельханос является предтечей римского Вулкана).

Один из переходов Кносского дворца
Один из переходов Кносского дворца

Асасара – Богиня змей

Основная теория принадлежит Артуру Эвансу, британскому археологу, который раскопал Кносский дворец. Именно он выдвинул теорию о том, что цивилизация Крита поклонялась Богине-змее и являлась теократической. При теократии высшей властью на земле наделяется определенное божество и монарх фактически правит от имени этого божества. То есть политика и религия на Крите составили неразделимый институт.

Помимо изображений и статуэток Богини-змеи обнаружено несколько изображений молодого мужчины с копьем, которого Эванс идентифицировал как бога. Учитывая наличие такого атрибута как копье, справедливо предположить, что бог имел воинские черты. При этом копье в древних культурах Европы и Азии выступало фаллическим символом и указывало на доминирующее мужское начало, то есть потенциально главным в минойском пантеоне мог быть бог-мужчина. Однако эта гипотеза несостоятельна, поскольку артефактов с изображением потенциального бога очень мало, тогда как с богиней – несколько сотен и они на Крите повсеместны.

На основании росписи в Кносском дворце Артур Эванс предположил, что во время религиозных ритуалов критские жрецы и жрицы, по всей видимости, перевоплощались в богов, разыгрывая религиозные сюжеты. Эта теория подтверждается более поздними эллинскими религиозно-философскими течениями. В частности – элевсинскими, вакхическими и орфическими мистериями, где во время проведения ритуалов также разыгрывались сюжеты из мифов, скрывая под собой некий дидактический подтекст.

Сегодня большинство исследователей сходятся во мнении о том, что минойская Богиня змей была верховным божеством и имела обширные функции. Ее ассоциируют с Потнией Ферон (Potnia Theron, с древнегреческого переводится как «Властительница животных»). Это распространенный на Ближнем Востоке мифологический персонаж. Например, в Греции Понтией Ферон была Артемида, аналогичный образ встречается в Анатолии (Сидящая женщина из Чатал-Хуюка). В Месопотамии это было мужское божество – Хозяин животных. Ключевыми атрибутами Хозяина животных, как и у минойской богини, выступали змеи.

Вероятно, Богиня-змея Крита была одновременно богиней плодородия, материнства, достатка. Однако венгерский исследователь Карл Киреней высказывает альтернативную версию. По его мнению, главным женским божеством минойской цивилизации была Ариадна, дочь царя Миноса, которую в некоторых текстах называют Хозяйкой лабиринта. В частности, именно так она названа в кносских табличках, надписи на которых выполнены линейным письмом Б. По версии Киренея, лабиринт может выступать многоплановой метафорой, как отображение жизненного пути человека или как его духовные поиски. Проблема этой версии в том, что Ариадну на Крите стали обожествлять уже под греческим влиянием. Потенциально она и раньше могла быть богиней (той же Богиней змей), но подтвердить это мы не можем.

Фигурки Богини-змеи Артура Эванса
Фигурки Богини-змеи Артура Эванса

Есть несколько артефактов, обнаруженных в Кносском дворце, которые, как предполагается, изображают Богиню-змею. Среди них особенно выделяются две фигурки, открытые Артуром Эвансом. Бо́льшую фигурку он назвал Богиня змей/Богиня-змея, меньшую – Жрица змей. На этот счет до сих пор ведутся споры. Возможно, обе фигурки изображают богиню, либо наоборот – обе изображают жриц. А может это два разных женских божества. В дальнейшем было найдено еще несколько похожих артефактов и изображений женщин, одетых так же, как фигурки, обнаруженные Эвансом. Все они имеют характерную длинную юбку, рубашку с коротким рукавом, обнаженную грудь и высокую корону. Также все они держат в руках змей.

Есть версия, что минойская богиня была не Богиней змей, а Богиней-змееборцем. Возможно, фигурки изображают как раз мотив борьбы со змеями, как воплощением подземного мира. В этом контексте минойская богиня могла быть солярным божеством. Проблема версии в том, что на большей фигурке Эванса и на некоторых других фигурках корона богини увенчана змеей. Также змеи присутствуют на одежде и на теле фигурок.

Любопытно, что фигурки Эванса сделаны из фаянса, который в Древнем Египте использовался в посмертных ритуалах и связывался с загробным миром. А на короне меньшей фигурки расположена на змея, а кошка. Изначально корона этой фигурки была неполной, кошка находилась рядом. Артур Эванс сопоставил фрагменты и они совпали. Некоторые исследователи пытались оспорить это действие, но, похоже, кошка действительно являлась частью меньшей фигурки.

Возможно, меньшая фигурка изображает то же божество, но с атрибутами, модифицированными сторонним влиянием. Мы знаем, что минойская цивилизация имела плотные контакты с Египтом, где кошки воспринимались как священные животные. Вероятно, кошачий культ был воспринят минойцами и они дополнили символом кошки свою богиню. Однако неясным остается характер персонажа – была ли она все же хтоническим или солярным божеством.

Есть несколько более поздних бронзовых фигурок, которые тоже изображают женщину с обнаженной грудью. Но здесь женщина немного наклонена вперед, возможно, это указывает на то, что она жрица, а не богиня. Тем не менее, поверх волос у нее четко различимы три змеи. Сразу вспоминаются греческие горгоны со змеями вместо волос и вполне возможно, что эти мифологические образы возникли под влиянием минойской культуры.

Самая поздняя группа подобных находок – так называемые минойские маковые богини. Это терракотовые фигурки, изображающие толи богинь толи жриц с воздетыми руками. От раннего образа остались длинная юбка, обнаженная грудь и корона. Но змей практически нет. У нескольких фигурок на короне птицы (возможно, голуби), у большинства – маковые головки. Учитывая, что в греческих мифах мак был растением Гипноса, бога сна, предполагается, что эти фигурки изображают богиню сна или, возможно, богиню смерти. Второй вариант более вероятен, если вспомнить, что изначально у минойской богини главным атрибутом были змеи, универсальный символ смерти и подземного (иного) мира.

Большая фигурка Эванса
Большая фигурка Эванса

С другой стороны, мак также был символом греческой Деметры, богини урожая. Так что минойская Богиня змей все же могла отвечать сразу за несколько аспектов, включая плодородие и хозяйство (открытая грудь как раз может выступать символом плодородия). Карл Киреней подтверждает сходство мотивов. Причем он предполагает, что критский культ был воспринят элевсинскими мистериями и распространен по всей классической Греции. Возможно, минойцы делали опиум из мака, который использовался в религиозных ритуалах. Так или иначе, но большинство исследователей сходятся во мнении, что универсальный для Средиземноморья образ Magna Dea (Великая Богиня) был воспринят остальными цивилизациями от минойской, где он зародился.

В верованиях пелазгов (предки греков) змея была символом смерти и одновременно возрождения, возможно – цикличности жизни. Это связано с тем, что змеи сбрасывают кожу, метафорически перерождаясь. В этом контексте змея рассматривается также в Месопотамских культах и в индуизме. А в дионисийских мистериях Греции змея олицетворяла мудрость и плодородие. Исследователь Мартин Нильсен уверен, что дионисийский культ воспринял этот образ от минойцев.

Греческую Европу, которую Зевс похитил и унес на Крит, часто ассоциируют с финикийской Астартой, которая была богиней плодородия, любви и войны. В изображениях Астарты также присутствуют змеи. Напоследок я оставил самую яркую параллель с египетской богиней-змеей Уаджет, защитницей Гора и мира смертных. На территории Египта даже обнаружено несколько похожих статуэток, но они идентифицированы, как жрецы, а не жрицы. Хотя на них тоже присутствуют змеи.

Мы не знаем имени минойской богини, так как линейное письмо А не расшифровано. Однако некоторые его символы постепенны переводят. В частности, сегодня этим занимается историк Харальд Хаарман. Надписи, идентифицирующие богиню, он предварительно обозначил как A-sa-sa-ra или A-sa-sa-ra-me, что в переводе, как предполагает исследователь, означает Хозяйка/Повелительница/Владычица.

У всех фигурок богини есть особый узел, которым ее одежда завязана под грудью. Эванс условно назвал его сакральный узел, потому что он часто встречается как отдельное изображение вместе с лабрисом, одним из ключевых религиозных символов минойской цивилизации, который, как я расскажу ниже, скорее всего тоже связан с верховной богиней. Причем сочетание сакрального узла и лабриса дает характерный символ, похожий на египетский анх и тиет (знак Исиды). Оба египетских символа связаны с цикличностью, перерождением и вечной жизнью.

Резюмируя. Изначально главным божеством минойцев неоспоримо была некая богиня, которую возможно звали Асасара. Похоже, она почиталась как некий универсум, одновременно солярное и хтоническое божество, выступая покровительницей животного и растительного мира, плодородия и хозяйства. Ее ключевым атрибутом была змея и, возможно, кошка. Справедливо предположить, что она также выполняла роль психопомпа, то есть провожатого душ умерших. Возможно даже, что этот культ был монотеистическим.

Терракотовые маковые богини
Терракотовые маковые богини

Минойские демоны

В минойском изобразительном искусстве, особенно на ритуальных предметах и в росписи храмовых залов, часто встречаются антропоморфные персонажи с головами львов и бегемотов, а также с характерно животными нижними конечностями. Эти существа всегда изображены либо парами, либо большими группами. Предполагается, что они не были богами, скорее помощниками богов, возможно, посредниками между миром богов и миром людей.

В научной литературе эти существа называются либо демонами, либо гениями (в значении «добрый дух»). Исходя из сюжетов, в которых они участвуют, существа либо положительные, либо нейтральные. Так как они часто изображаются с сосудами в руках, было высказано предположение, что минойские демоны – это предтечи греческих фавнов, которые прислуживали Дионису, поднося ему кувшины с вином. С другой стороны, некоторые из этих демонов имеют явные черты бегемотов, на основании чего была выдвинута версия об их связи с древнеегипетской богиней Таверет.

Таверет изображалась как антропоморфный бегемот. Она считалась богиней-защитницей детей, покровительствовала беременным женщинам и родам. Также выполняла функции богини плодородия. Возможно, минойские демоны-гении играли аналогичную роль.

Д. Вайнгартен обнаружил уникального демона с головой льва на одной из критских печатей. Этот демон вооружен мечом, либо копьем. По сюжету, изображенному на печати, он сначала убивает быка, а затем помогает некоему человеку убить другое чудовище, напоминающее льва. Если быка можно связать с минотавром, а человека с Тесеем, то загадкой остается второе существо, которого они убивают вместе. Кроме того, в оригинальном мифе Тесею никто не помогал, кроме Ариадны (дочь Миноса помогла ему выбраться из лабиринта, но не участвовала в бою).

Богиня и демоны на золотом кольце
Богиня и демоны на золотом кольце

Вайнгартен предполагает, что это более древняя версия исконно критского мифа. В дальнейшем миф видоизменился и распространился по всей Греции. Что касается непосредственно минойских демонов, то у исследователя нет идей насчет того, кем они могли быть. Однако он отмечает, что есть целый ряд изображений, где существа участвуют в жертвоприношении богам. При этом кроме описанного эпизода с печати демоны больше нигде никого не убивают и даже не держат в руках оружия.

В Древнем Риме тоже существовала вера в гениев – неких духов-посланников богов, которые зачастую выступали в роли ангелов-хранителей. Многие гении были персональными, некоторые общими. Отличали, например, гения войны, гения свободы, гения императора и даже гения конкретного императора (например, есть скульптура гения Цезаря Августа).

Резюмируя. Точные функции минойских демонов нам не известны. По всей видимости, это были некие сверхъестественные существа, духи, помощники и посланцы богов, возможно – защитники людей. Похоже, с одним из гениев был связан древний критский миф, который лег в основу известного греческого мифа о Тесее и минотавре. Этот миф потенциально подтверждает функции гения как помощника и защитника человека. Возможно, эти духи были персонализированы или наоборот, олицетворяли воплощение идеи или явления, как гении в Древнем Риме.

Серебряная цилиндрическая минойская печать и ее оттиск
Серебряная цилиндрическая минойская печать и ее оттиск

Талос – автоматон Крита

Согласно общегреческой мифологии, Талос (или Талон) был огромным бронзовым механизмом в форме человека с крыльями. Талос был создан, чтобы защищать Крит от пиратов и других внешних врагов. Он трижды в день облетал территории, подконтрольные критскому царю.

До нас не дошло ни одного оригинального мифа о происхождении автоматона. Однако в Библиотеке Псевдо-Аполлодора приводятся три версии, известные древнегреческим исследователям. Согласно первой версии, Талос был последним сохранившимся творением «медной расы». По Гесиоду «медная раса» населяла землю в период между Серебряным и Героическим веком под властью Зевса. Эта раса была потомком народа мелии или мелианских нимф, людей ясеня, которые появились из капель крови Урана, упавших на Гайю (Землю). Мелии жили на Крите, именно они заботились о Зевсе, пока он был маленьким, будучи спрятан матерью от своего отца Кроноса.

В отличие от миролюбивых предков, «медная раса» видела цель своего существования в войне, она изобрела множество смертоносных механизмов, люди этой расы были сильными и жестокими. По одной из легенд они уничтожили сами себя. Но по легенде о Девкалионе, царь Аркадии Ликаон принес в жертву Зевсу мальчика. Зевс был разгневан человеческим жертвоприношением. Он решил, что «медная раса» недостойна продолжать свое существование и уничтожил мир, вызвав колоссальный потом. Выжил лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. При этом по Гесиоду люди Серебряного века стали «благословенными духами подземного мира», а «медная раса» после истребления обитает в «темном доме Аида».

По другой версии, приведенной Псевдо-Аполлодором, Талос был выкован из бронзы Гефестом с помощью циклопов. Бог-кузнец подарил создание Миносу, чтобы тот мог защитить свою мать Европу, супругу Зевса, которая жила на Крите. Кстати, общегреческий культ бога-кузнеца берет начало на Крите, где он был известен как Вельханос.

Третья версия повторяет вторую с той разницей, что в ней Талос не антропоморфное существо с крыльями, а бронзовый бык. По всей видимости, третья версия наиболее поздняя и не имеет отношения к оригинальной критской мифологии, так как на всех сохранившихся изображениях (например, на критских серебряных драхмах) Талос выглядит как крылатый человек.

Интересно, что на критском диалекте слово «талос» (Talos) эквивалентно общегреческому слову «гелиос» (Helios), что значит «солнце». Когда минойцы начали почитать общегреческих богов, Зевс у них назывался Зевс Талос, то есть «Зевс Солнечный». Что касается конкретно Талоса, то в связанных с ним сюжетах есть одна закономерность. На критских изображениях он всегда победитель, но на изображениях, найденных за пределами Крита (например, на вазе из Ятты), он всегда побежден.

Также у греков есть миф, согласно которому Талос был подарен Зевсом лично Европе. По другой фрагментарной легенде, этот бронзовый механический человек являлся сыном Креса, который, по всей видимости, был богом-воплощением острова Крит. В эпической поэме «Аргонавтика» Аполлония Талос описан как огромный крылатый бронзовый человек, откалывающий камни от гор и метающий их во все проплывающие мимо корабли, чтобы они не приближались к Криту.

Талос на серебярном критском драхме
Талос на серебярном критском драхме

В одной из византийских энциклопедий описан миф, в котором Талос каким-то образом попал к сардинцам и те не хотели возвращать его Миносу. Тогда Талос вошел в огонь, раскалился докрасна и обнял лидеров сардинцев, превратив их в пепел.

Единственный миф, связанный с гибелью Талоса, считается очень поздним. Он тоже описан у Псевдо-Аполлодора. Согласно этому мифу, Талоса убила дочь царя Колхиды колдунья Медея. По одной версии она свела его с ума чарами духов смерти (хересов), по другой обманула, обещав, что существо станет бессмертным, если убрать из его щиколотки медный гвоздь. В действительности, этот гвоздь закрывал единственную «вену» в теле Талоса, по которой бежала его жизненная сила (в «Аргонавтике» этот эпизод тоже есть, там жизненная сила Талоса названа «ихор, подобный расплавленному свинцу»). Когда гвоздь был удален, механическое создание погибло.

Питер Грин, первый переводчик «Аргонавтики», отмечал, что миф о гибели Талоса, вероятно, стал предтечей знаменитого мифа об Ахилле (Ахилесе). Они оба, критский автоматон и герой троянской войны, были непобедимы, но имели единственное уязвимое место на ноге.

Британский археолог Артур Кук, первым предположил, что элемент оригинального мифа, описывающий, что в теле Талоса была «единственная вена», имеет под собой реальную основу. Вероятно, здесь мог подразумеваться метод литья по выплавляемым моделям. Этот метод позволяет выплавлять сложные модели, но внутри объекта остается полая «вена», которую обычно затыкают/заваривают. Археология подтверждает, что минойцы знали этот метод литья.

Другие исследователи (например, Роберт Грейвс) предполагают, что, возможно, реальный Талос был внушительной бронзовой статуей, которую на Крите отлил Дедал. В любом случае наиболее любопытен здесь тот факт, что в мифах Талос описан именно как автоматон. То есть он не был живым существом. Гефест создал его и заставил работать как механизм, а не вдохнул в него жизнь. При этом, как пишет, например, Талия Хау, за пределами Крита к образу Талоса, похоже, относились с подозрением. Тогда как у минойцев он определенно был героем-защитником.

На этот счет есть один любопытный факт. Выше я уже отметил, что минойцы не были воинственным народом. Это выражалось прежде всего в том, что их великолепные дворцы не имели никакой защиты. Это были дворцы-храмы, но не крепости. На Крите и ближайших островах вообще нет военных сооружений, датируемых временем расцвета минойской культуры. Учитывая эти факты, можно потеоретизировать, что минойцам действительно не нужны были никакие стены, если их острова защищал боевой автоматон, неуязвимый для мечей и стрел. Вот только откуда он взялся в третьем тысячелетии до нашей эры?..

Любопытно, что в армии США некоторое время разрабатывался проект боевого роботизированного экзоскелета TALOS(Tactical Assault Light Operator Suit). Этот проект предполагал создание чего-то подобного броне Тони Старка из франшизы «Железный человек». В 2019 году TALOSофициально закрыли. А еще в Портленде (Орегон) стоит бронзовая скульптура, изображающая некое механическое существо на трех ногах. Скульптура называется Talos №2.

Резюмируя. Оригинальные критские мифы о Талосе до нас не дошли. Но на Крите и по всей Греции долгое время бытовали легенды о механическом существе, которое защищало остров от опасностей и контролировалось царем Миносом. Со временем образ Талоса как защитника в мифах Крита был вытеснен образом Зевса. У греков же Талос выступал отрицательным персонажем.

Смерть Талоса на афинской амфоре
Смерть Талоса на афинской амфоре

Астерион – Хозяин Лабиринта

Слово «минотавр» греческое по происхождению, образовано сращением основ Μίνως (Минос) и ταῦρος (бык). То есть переводится как «Бык Миноса». Но этим именем существо называли только за пределами Крита и ближайших островов. Минойцы называли минотавра Астерион (или Астерий).

Имя Астерион (Ἀστερίωνος в переводе «Звёздный») фигурирует во многих греческих мифах. Но нас интересуют два из них. Согласно первому, Астерион – это настоящее имя царя Миноса. Согласно второму, Астерионом звали первого правителя Крита, отца Миноса.

Также есть мифы, в которых Астерион – это один из титанов. В другом мифе так назван слуга звездного бога Астрея. Еще одна легенда повествует об Астерионе, сыне Миноса и Андрогинии из Феста. Этот Астерион был великим воином и полководцем, он покинул Крит, чтобы присоединиться к богу Дионису в завоевании Индии. После похода Астерион остался в Колхиде, основав там древний и почитаемый род.

Оригинальные критские мифы об Астерионе не сохранились, однако до нас дошел широко известный греческих миф с участием этого персонажа. Согласно основному варианту мифа, Минос был не единственным претендентом на трон Кносса и всего Крита. Он соревновался со своими братьями и добился расположения Посейдона, который даровал ему огромного белоснежного быка в знак своего покровительства.

По уговору Минос должен был принести быка в жертву своему покровителю, но царь не смог убить величественное животное. Вместо этого он принес в жертву богу множество других животных, однако Посейдон не принял их. В отместку бог морей сделал так, что Пасифая, жена Миноса и царица Крита, влюбилась в жертвенного быка. У царицы из-за чар, наведенных Посейдоном, помутился рассудок и она приказала Дедалу изготовить из бронзы полую корову, чтобы она могла забраться внутрь и таким образом спариться с быком.

Дедал, будучи человеком подневольным, был вынужден выполнить волю царицы и сохранить ее тайну под страхом смерти. Результатом этого противоестественного союза стал Астерион. Есть несколько его описаний. Согласно Овидию, это был наполовину человек, наполовину бык. По другим источникам он имел полностью человеческое тело, но голову быка.

Существо, которое позже назовут минотавром, фигурирует еще в одном греческом мифе. Он более поздний, но считается, что появился независимо от критского мифа. Согласно этой истории, облик человека-быка принял бог Ахелус, соблазнивший Деяниру, калидонскую принцессу и супругу Геракла.

Пасифая скрыла своего ребенка от людских глаз и пыталась ухаживать за ним. Но ни материнское молоко, ни обычная человеческая еда не могли утолить голод существа. Астерион стремительно вырос и понял, что лишь людская плоть может насытить его.

Пасифая и минотавр на дне чаши Афины
Пасифая и минотавр на дне чаши Афины

Пасифае пришлось рассказать Миносу о чудовище, которое сбежало из дворца и начало убивать людей по всему острову. Минос поехал к Пифии, дельфийскому оракулу, чтобы спросить совета богов. Согласно указаниям Пифии, Минос приказал Дедалу выстроить недалеко от Кносса (не под самим комплексом, а рядом) подземный лабиринт, чтобы поместить туда Астериона. Дедал исполнил волю царя, построив огромный лабиринт, в который можно было войти, но невозможно выйти.

Принято считать, что оригинальный вид Астериона – человек с головой быка. Но многие исследователи (например, Хью Чисхолм) указывают на то, что самые ранние легенды говорят о человеке-быке, а не о человеке с головой быка. Это важно потому, что в «Энеидах» Вергилия минотавр изображен иначе – у него нижняя часть звериная, а верхняя человеческая. То есть получается существо, известное нам сегодня как кентавр. С тем лишь отличием, что у классических кентавров нижняя часть тела лошадиная, а у Астериона бычья.
Но даже в этом случае у Астериона все равно имелись рога на голове. Ведь мы знаем об одном из наиболее древних религиозных символом минойской культуры – Рогах посвящения. Подробнее о них я расскажу ниже. Кроме того, дошедшие до нас критские изображения Астериона – это бюсты, то есть каким это существо было ниже пояса у минойцев – мы не знаем. На этих бюстах Астерион выглядит как человек с головой быка, но на поздних греческих изображениях (роспись ваз), датируемых периодом от Vвека до н.э., у него полностью человеческое тело.

Самые ранние версии мифа об Астерионе заканчиваются его сокрытием в критском лабиринте. Миф о Тесее строго греческий и очень поздний. То есть он был придуман уже не минойцами. Тут ситуация аналогичная ситуации с Талосом. Продолжение истории о гибели персонажа принадлежит грекам. Похоже, после угасания минойской цивилизации ее мифологические персонажи намеренно убивались в новых мифах, что закономерно для того периода.

Что касается легенды о Тесее и минотавре, то начинается она с Андрогеоса, сына Миноса, который победил сразу в нескольких дисциплинах на Панафитнейских играх в Афинах. Дальше у мифа две версии. По одной, Андрогеоса убили афинские воины, которые завидовали его победам. По другой, Эгей, царь Афин, сказал, что Андрогеос не сможет убить белого быка, бывшего возлюбленного его матери. Бывшего, потому что после рождения Астериона Пасифаю «отпустило».

О том, как бык попал с Крита на материк, повествует седьмой подвиг Геракла. Герой сумел укротить существо и переплыл на нем море, приведя животное в Микены. Но царь Микен побоялся быка и выпустил его на волю. Так бык оказался у Марафона, где Андрогеос сразился с ним и был убит.

Дальше миф снова различается. Первая версия гласит, что Минос начал войну против Афин и разорил их. По другой версии, Афины постигла великая чума и Эгей согласился на условия Миноса, чтобы снять со своего народа проклятие богов. Условия тоже отличаются в разных вариантах мифа. Минос потребовал либо девять, либо семь юных дев (либо по семь дев и юношей), которые должны были спуститься в лабиринт к Астерию. В одних источниках эту жертву афиняне приносили каждые девять лет, в других – каждые семь лет, в третьих – ежегодно.

Афинянин Тесей во время третьего жертвоприношения вызвался в одиночку спуститься в критский лабиринт, чтобы сразить чудовище. Он пообещал отцу, что если вернется с победой, то на корабле будет поднят белый парус. Если же он погибнет в схватке с минотавром, то его команда по возвращению поднимет черный флаг. Кстати, насчет Тесея тоже многое неясно. По одним мифам он сын Эгея, по другим – Посейдона. Майкл Хоган и многие другие историки считают, что по оригинальному мифу отцом Тесея, скорее всего, был Посейдон. Это объяснило бы внезапное желание героя убить минотавра. Вероятно, Посейдон либо изначально не хотел такого исхода, либо решил, что это уж слишком и надо как-то избавиться от результатов своих необдуманных действий.

Бюст Астериона с Крита
Бюст Астериона с Крита

Тесей прибывает на Крит, где в него влюбляется Ариадна, дочь Миноса. В большинстве мифов говорится, что она дала ему волшебный клубок, который он должен был разматывать, двигаясь по подземному лабиринту. Затем он мог вернуться из лабиринта по нити. То есть все изначально понимали, что перед героем стоят две проблемы. Первая – убить минотавра. Но даже если бы ему это удалось, он не смог бы выбраться из лабиринта, спроектированного и построенного Дедалом. Эту вторую проблему и решила Ариадна. Есть вариация этого мифа, в которой дочь Миноса дает Тесею не клубок, а веретено.

Важно отметить, что в мифах речь идет о волшебном клубке/веретене. Это нигде не поясняется, но, по всей видимости, критский лабиринт был не обычным строением. Потому что потенциально за многие годы, проведенные в нем, Астерион рано или поздно выбрался бы, просто блуждая наобум. Кроме того, сама идея взять с собой веревку очевидна. Именно поэтому специалисты по греческой мифологии (например, Джеймс Фрейзер) делают упор на том, что «нить Ариадны» была не простой нитью или веревкой, а неким волшебным артефактом.

По разным версиям Тесей убил минотавра голыми руками, мечом или дубиной. После этого он нашел жертвенных афинян, которых чудовище еще не успело сожрать, и вывел их из лабиринта. Он ушел с Крита вместе с Ариадной и спасенными соотечественниками. Направляясь в Афины, он оставил Ариадну на острове Наксос. Герой забыл поднять белый парус и Эгей, увидев, что корабль сына возвращается с черными парусами, обезумел от горя и бросился в море, которое с тех пор называют Эгейским. Заодно он освободил трон Тесею.

Кстати, по одному из мифов Ариадна была дочерью не Миноса, а Астериона. Не того, который минотавр, а того, который отец Миноса, первый царь Крита. Если эта версия верна, то к моменту встречи с Тесеем Ариадна была не юной девой, а милф… достаточно возрастной женщиной. Если, конечно, она могла стареть, ведь через Пасифаю Ариадна была внучкой Гелиоса, бога солнца. Вообще, с ней тоже сложная история и разные мифы приводят разные версии ее судьбы. Где-то она уже была замужем за Дионисом до встречи с Тесеем, где-то Дионис объявил ее своей после отплытия Тесея с Крита. Но во всех версиях мифа Тесей не испытывает к Ариадне столь же ярких взаимных чувств, поэтому и оставляет на Наксосе. Где ее встречает и берет в жены Дионис.

В искусстве минойской цивилизации, а также в классическом греческом искусстве образы минотавра и лабиринта – одни из самых распространенных. На некоторых изображениях (например, на кносских драхмах) Астерион изображен в окружении звезд, что некоторыми исследователями интерпретируется, как указание на нахождение минотавра в другом мире (или по ту сторону известного мира), символом которого служит лабиринт. Это согласуется с версией о том, что лабиринт Дедала представлял собой «волшебную» конструкцию с особыми свойствами.

Интересно, что сам лабиринт на Крите так и не был найден. Археологи перекопали практически весь остров, но нет никаких следов подобного сооружения. Либо он был уничтожен, либо находится слишком глубоко, либо никакого лабиринта не существовало. Есть и другая версия (высказанная, в частности, Майклом Хоганом), согласно которой лабиринтом греки метафорически назвали Кносский дворец. Планировка дворца действительно довольно сложная. Раскопки показали, что в комплексе было 1300 комнат, соединенных переходами разной длины и формы. В таком дворце вполне реально заблудиться.

Тесей и минотавр Аттическая амфора
Тесей и минотавр Аттическая амфора

Некоторые исследователи считают, что Астерион у минойцев был солярным божеством и возможно даже возглавлял пантеон в какой-то период времени. Он мог быть воспринят от финикийцев, которым были известны семитские Ваал и Молох, верховные божества с головами быков. При этом убийство Астериона в греческих мифах может быть отражением длительной напряженности в отношениях Крита и Афин.

Артур Кук высказал предположение о том, что Минос и Астерион в действительности являются одним мифологическим персонажем, солярным божеством, символом которого у минойцев являлся бык. В этом случае метафорический союз минойской царицы с быком мог быть ритуальным действом, даровавшем женщине право на правление. Эта мысль вдвойне любопытна, потому что у Гесиода во время Серебряного века (то есть до «медной расы») имел место матриархат. И если на Крите изначально правили женщины, то их ритуальный союз с богом солнца обеспечивал им абсолютную власть в глазах теократического общества.

Другие исследователи (например, Э. Потье) полагают, что на Крите существовал развитый культ быка, одним из ритуалов которого была пытка чужеземцев посредством их запирания в полом бронзовом быке, под которым разводили огонь. Потье подтверждает свою мысль уже упомянутым мифом об автоматоне Талосе, который убил сицилийцев, раскалившись от огня и обняв их.

Тут же стоит учесть, что на пике своего развития (между третьим и вторым тысячелетием до нашей эры) Крит контролировал практически все греческие города. Это не было военной экспансией, минойцы тотально доминировали в регионе за счет сильной экономической системы, развитых торговых связей и мощного религиозного культа. С ними никто не воевал, потому что с их деньгами и авторитетом просто невозможно было бороться. При этом вполне возможно, что Крит действительно собирал с греческих городов дань юношами и девушками, которых в жертву приносил жрец в маске быка, солярного минойского бога. Археология подтверждает несколько фактов человеческих жертвоприношений на Крите.

Есть еще одна интересная версия, которая принадлежит Мэтту Каплану. Каплан обратил внимание, что во всех мифах об Астерионе явный акцент сделан на его оглушительное мычание, которое было хорошо слышно на поверхности, хотя чудовище находилось глубоко под землей. Проведя углеродный анализ морских окаменелостей на Крите, исследователь подтвердил, что в период расцвета минойской культуры регион был тектонически активен.

То есть минойцы могли объяснять мифом о минотавре землетрясения, сопровождаемые грохотом, доносившимся из-под земли. Эта версия также косвенно подтверждается тем, что по Гесиоду «медная раса» была уничтожена потопом, который мог стать результатом сильного землетрясения.

Резюмируя. Астерион играл в минойской культуре одну из ключевых ролей. Был ли он изначально отрицательным персонажем – мы не знаем. Вполне возможно, что таковым его сделали греческие полисы, освободившиеся от контроля Крита и переиначившие его мифологию. Вероятно, изначально Астерион был солярным божеством, а не чудовищем, главной фигурой в минойском культе быка (который был известен и другим народам, современным минойской культуре). Но это не отменяет того факта, что ему могли приносить человеческие жертвоприношения. Возможно, минотавр и весь культ быка как-то связан с автоматоном Талосом. Любопытно (хотя и не так интересно) выглядит геологическая версия объяснения мифа.

Критский ритон в форме головы быка
Критский ритон в форме головы быка

Рога посвящения – путь к Ориону

Рогами посвящения Артур Эванс назвал один из основных религиозных символов минойской культуры, представляющий собой стилизованные бычьи рога. Этот символ в изобилии присутствует на фресках критских дворцов, в росписи сосудов, также есть отдельные артефакты из глины, камня и различных металлов в форме Рогов посвящения.

Ритуальное значение этого символа подтверждается в том числе росписью погребального известнякового саркофага из Айя-Триады (Крит), где изображены сцены похорон с алтарем, на котором стоят Рога посвящения. Любопытно, что на обратной грани саркофага изображен сюжет, где умершему в качестве посмертных даров преподносят фигуры священных быков (белого и золотого), а также лодку, возможно – для путешествия в загробный мир. Также на всех гранях присутствуют символы лабиринта.

Эванс отметил, что Рога посвящения с Крита попали в Микены, где также применялись в ритуальных целях, хотя в других регионах Греции они не получил распространения. Предполагается, что многие ритуальные предметы минойцев были изготовлены из рогов реальных быков, возможно – принесенных в жертву солярному божеству. Археологические раскопки с последующей реконструкцией показали, что Рога освящения устанавливались не только на дворцы Крита, но также почти на все строения минойцев, включая жилища.

Рога посвящения на алтаре Саркофаг Святой Триады
Рога посвящения на алтаре Саркофаг Святой Триады

Рога посвящения также встречаются на минойских каменных печатях. Эти печати использовались буквально как печати, то есть выступали в роли подтверждения государственной власти. Это еще один факт, указывающий на то, что у минойцев религиозная и светская власть были неразделимы.

Ранние минойцы ингумировали умерших, в редких случаях – кремировали. В поздний период родовые склепы уступили место единичным захоронениями, но тело помещалось не прямо в землю, а сначала укладывалось в ларнакс. Ларнакс – это керамический или деревянный гроб, который мог иметь практически любую форму. Все найденные ларнаксы украшены Рогами посвящения и лабрисами.

Сегодня многие исследователи полагают, что большие Рога посвящения из обожженной глины и камня, которые устанавливались на крышах зданий, могли иметь специфическую функцию. Эта версия основывается на том, что все обнаруженные остатки таких конструкций были установлены таким образом, чтобы между двумя рогами в определенный период времени всегда находился конкретный участок звездного неба. В этом участке визуально располагалось созвездие Ориона.

Хью Сакетт и некоторые другие историки полагают, что созвездие Ориона имело для минойцев культовое значение и каким-то образом было связано с их религией. Орион как бог или мифологический персонаж присутствует в разных культурах от Вавилона до Греции. Человечеству это созвездие интересно с глубокой древности, самое раннее зафиксированное изображение Ориона датируется 32 тысячелетием до нашей эры (ориньякская палеолитическая резьба в пещере долины Ах, Германия).

Резюмируя. Рога посвящения у минойцев были связаны с культом быка, вероятно – солярного божества. Это был повсеместный символ, который сопровождал человека всю его жизнь и даже после смерти (как Анкх у египтян). Предположительно, Рога посвящения могли быть связаны с созвездием Ориона.

Рога посвящения на крыше здания реконструкция
Рога посвящения на крыше здания реконструкция

Лабрис – символ богини-матери

Лабрисом принято называть ритуальный двулезвийный топор, характерный символ минойской религии. Хочу обратить внимание – не обнаружено боевых топор такого типа. Нет изображений, где лабрис используется как оружие. Большая часть артефактов представляет собой подвески, либо небольшие топоры явно ритуального назначения. Большие топоры, которые потенциально могли бы использоваться бою, не несут следов подобного применения. Более того – все они были богато украшены, что делает их если не ритуальной, то статусной вещью. Хотя одно другому не мешает.

Мы до сих пор не имеем ни малейшего представления о происхождении и оригинальном значении слова «лабрис». Артур Эванс выдвинул теорию, что у минойцев «лабрис» так и переводилось – «двулезвийный топор». По его версии, слово «лабиринт» происходит от слова «лабрис» и переводится как «дом двулезвийного топора». На этот счет существует несколько спекулятивных гипотез, пытающихся реконструировать якобы оригинальный минойский миф о боге Аресе-Дионисе, который спустился на землю с лабрисом в руках и прочертил своим огромным топором земной рельеф.

Хотя Плутарх пишет, что слово «labrys» лидийское по происхождению и переводится как «топор», версия Эванса косвенно подтверждается несколькими фактами. Например, в Дельфах длительное время существовал культ «Лабриадес», название которого традиционно переводят как «Слуги (или последователи) двулезвийного топора».

Золотые минойские лабрисы
Золотые минойские лабрисы

Интереснее всего то, что на критских изображениях если божество держит в руках лабрис или топор находится рядом, то это всегда женское божество. В минойском искусстве нет ни одного изображения мужчины с лабрисом в руках, хотя в других регионах (например, в Анатолии) такие изображения встречаются. Примером может служить чеканка из Карии, где на одной стороне изображен Аполлон, на другой Зевс с лабрисом в руках.

На глиняной табличке ΚΝ Gg 702 из Кносского дворца есть надпись. Она выполнена линейным письмом Б, которое на сегодняшний день расшифровано. Весь текст из-за повреждений прочесть невозможно, но в переведенном фрагменте речь предположительно идет о некоей богине, которая названа λαβυρίνθοιο πότνια («хозяйка лабиринта»). На основании этого сделано предположение, что солярный культ и культ быка на Крите связаны с женскими божествами, или даже с конкретным божеством. Это подтверждается рассмотренными выше множественными изображениями и фигурками Богини змей. На некоторых находках присутствуют и лабрис и змеи, хотя на других с лабрисом соседствуют только Рога посвящения.

Сегодня в научном сообществе доминирует версия, согласно которой лабрис являлся символом Mater-arche, «Изначальной матери», богини, сотворившей мир. Лабрис в форме подвески был самым распространенным украшением. Вероятно, он даровал защиту богини. Здесь я могу провести аналогию с Молотом Тора в средневековой Скандинавии – подвески в форме Мьёльнира носили все, не только воины. Считалось, что она дарует покровительство Тора, как защитника Мидгарда.

У фракийцев двулезвийный топор, по всей видимости, являлся символом религиозной и светской власти правителя. У хеттов и лувийцев такой топор держал в руках их бог грома Тархун. У хурритов такой бог назывался Тешуб и его символом также выступал двулезвийный топор. Схожий символ обнаружен даже в Румынии (культура ленточной керамики). На позднем Крите эпохи Рима лабрис становится символом амазонок, мифических женщин-воинов.

Резюмируя. Как и в случае с Рогами посвящения, нам не известен исконный символизм лабриса. Эта широко распространенная эмблема религиозного плана была связана с культом быка и солярным культом, однако никогда не являлась атрибутом бога, только богини. Сложно сказать, имел ли лабрис какое-то отношение к Богине змей. Хотя иногда он присутствует в одном изобразительном комплексе со змеями, ни на одной статуэтке богини Асасары нет лабриса.

Амазонка с лабрисом Древнеримская мозаика
Амазонка с лабрисом Древнеримская мозаика

Поздняя религия Крита

После утраты минойской цивилизацией контроля над регионом в середине второго тысячелетия до нашей эры на Крит проникают греческие боги и мифологические традиции. В разное время здесь почитали нимфу Бритомартис, отождествляемую одновременно с Афиной и Артемидой, а также богиню плодородия и беременности Эйлифию, которая была связана с хтонической ипостасью Посейдона, известной как Энесидаон (дословно «Сотрясатель земли»).

Еще одна возможная критская богиня микено-минойского периода – Ида. Некоторыми исследователями она отождествляется с общегреческой Реей, но скорее всего ее образ восходит к Богине змей. Изначально предполагалось, что ее святилище располагалось на вершине одноименной горы, но сегодня выдвигаются версии, что в действительности это был пещерный храм, то есть потенциально персонаж был хтоническим.

Выше я упомянул, что на Крите издревле был свой бог-кузнец, который назывался Вельханос. Предполагается, что именно его имя легло в основу имени римского Вулкана. В позднее время критяне восприняли греческого Гефеста, а об их исконном Вельханосе мы ничего не знаем кроме имени и статуса кузнеца (плюс возможное участие в проектах Дедала).

Пещера под горой Ида
Пещера под горой Ида

Как и почему исчезла минойская цивилизация

Период упадка Крита начался примерно в 1450-ом и закончился к 1100-му году до нашей эры. Причины краха цивилизации до сих пор неясны. Есть две более-менее устоявшиеся гипотезы. Согласно первой, в середине второго тысячелетия до н.э. Микены начали военное вторжение на Крит, подготовив его рядом политических решений. Таким образом, Микены выступили острием греческого недовольства относительно чрезмерного влияния Крита.

Гипотеза микенской экспансии косвенно подтверждается тем, что две культуры – Крит и Микены – были очень близки в поздний период своего существования. Они определенно оказывали друг на друга сильное взаимное влияние, но нельзя сказать, чье влияние было доминирующим. Главная проблема этой версии в том, что в период с 1250-го по 1100-ый год Микены сами начали угасать. Когда коллапсировал Крит, тогда же Микены ушли с политической и военной арены. При этом нам ничего не известно о военных столкновениях между этими государствами.

Иногда в пользу микенского завоевания приводят ряд археологических находок характерно микенского оружия на Крите. Но так как эти культуры были близки, они много торговали и обменивались опытом, в то числе – в области кузнечного ремесла. Поэтому наличие некоторого количества микенского оружия на Крите закономерно и не обязательно указывает на военные действия.

Доминирующей сегодня является другая гипотеза – так называемая Гипотеза минойского извержения, которую разработал греческий археолог Спиридон Маринатос. Согласно исследованиям Маринатоса, примерно в 1500 году до нашей эры на острове Тера (современный Санторини) произошло извержение вулкана. Предполагается, что это одно из крупнейших когда-либо зарегистрированных извержений. Его сила приравнивается к максимальному седьмому баллу по Шкале вулканической эксплозивности. В воздух было выброшено более 100 кубических километров породы.

Это извержение погребло минойское поселение на Тере под волной расплавленного шлака. Маринатос также предположил, что облако вулканического пепла, накрывшее Крит (62 километра от Теры), могло уничтожить всю живность и растительность на восточной половине острова, вызвав голод и крах экономики. Современные исследования опровергли это предположение. Однако группа исследователей во главе с Джоном Антонопулосом доказала, что все побережье Крита действительно было опустошено. Но не пепел стал тому причиной, а цунами, поднятое тектонической активностью при извержении вулкана на Тере.

Так как минойская цивилизация была в значительной степени морской державой, то уничтожение сразу нескольких крупных портов действительно могло нанести серьезный ущерб экономике. Однако археология показала, что в ближайшие годы после предположительного извержения внешнеэкономические связи Крита и уровень благосостояния населения не изменились. Это значит, что имел место еще один фактор или целая группа факторов.

Майкл Хоган пишет как раз о сумме факторов. Возможно, на момент извержения вулкана на Тере экстенсивное развитие на самом Крите подошло к фатальной черте. Некоторые археологические данные могут указывать, что на острове к этому моменту почти не осталось лесов под вырубку. Уничтожение портов со значительной частью торгового флота могло серьезно ослабить позиции минойцев, чем тут же воспользовались Микены.
Но опять же, это не объясняет, почему Крит увядал на протяжении веков. И почему одновременно начали увядать сами Микены. Если бы это стало результатом длительного истощающего военного противостояния, то оно однозначно сохранилось бы в истории, и у нас было бы больше археологических свидетельств, чем небольшое количество находок микенского оружия на Крите.

Таким образом, вопрос о крахе минойской цивилизации остается открытым. Это особенно интересно в разрезе того факта, что генетические исследования Гхоша Тиа показали – современные критяне сохранили значительный процент минойской крови. При этом сами минойцы с точки зрения генетики сильно отличались от греков, египтян, ливийцев и других современных им народов Средиземноморья и Ближнего Востока. Генетически они сильно напоминали европейцев эпохи неолита и, по всей видимости, были выходцами из Европы.

Вулканические кратеры на Тере
Вулканические кратеры на Тере

Источники:

· Гэй Каллендер «Античность: минойцы»;

· Родни Каслден «Минойцы: жизнь на Крите в бронзовом веке»;

· Кристиан Кристиансен «Расцвет культур бронзового века»;

· Спиридон Маринатос «Минойская религия: ритуал, образ, символ»;

· Спиридон Маринатос «Характер минойских верований»;

· Спиридон Маринатос «Минойское царство и солнечная богиня»;

· Спиридон Маринатос «Минойская и микенская цивилизации»;

· Спиридон Маринатос «Вулканическое разрушение минойского Крита»;

· Джоанн Гулицио «Минойские богини»;

· Томас Сакулас «История минойского Крита»;

· Уилл Дюрант «Жизнь Греции»;

· Джордж Антонопулос «Извержение вулкана Тера и последующее цунами на Греческом архипелаге»;

· Майкл Хоган «Полевые заметки Кносса»;

· Тиа Гхош «Загадочные минойцы были европейцами, ДНК-подтверждение».

Для превью
Для превью

Другие мои статьи:

Христианские реликвии: вера против науки

Куда пропали пикты? таинственная история «раскрашенных людей»

Боги восточных славян – что мы сохранили?

Чем и как сражались викинги НА САМОМ ДЕЛЕ

Ключ Соломона и демоны Гоэтии: деконструкция средневековых гримуаров

Ангельская иерархия в христианской теологии и светском религиоведении

Что такое некромантия? От оракулов Ахерона до епископов-демонологов

Как я стал кандидатом наук, никому ничего не платя…

Бестиарий брянского ведьмака

По скандинавской мифологии и культуре:

Главная клятва викингов

Суртр и Сыны Муспелля

Какие храмы строили викинги – Хёрг, Вё, Хоф

Фимбульвинтер – канун Рагнарёка

Гальдр – слово силы

Эриль - мастер рун

Эрги – оскорбление чести у викингов

Гиннунгагап – у истоков мироздания

Кровавый орел – казнь или жертвоприношение?

Это, конечно, далеко не все) Полистайте ленту канала - там еще мнооого любопытного;)
-21

Проект РУНАРИУМ

Канал на Ютубе

Группа в ВК