Найти тему
Анна об искусстве

Скромное жилье гения и миллионера. Как жил Архип Куинджи?

Музей-квартира Архипа Куинджи в Петербурге чуть ли не единственное место в городе, где можно заглянуть в сакральное для каждого живописца место мастерскую, и прикоснуться к истории личной жизни художника.

Памятная доска на стене дома.
Памятная доска на стене дома.

Архип Иванович Куинджи — личность масштабная, цельная, это признанный при жизни гений, который отличался не только талантом, но и удивительными человеческими качествами. Не слишком ли громко называть его гением? Отнюдь. Так его характеризовал, например, не менее талантливый современник - Илья Ефимович Репин.

"В половине 70-х годов, как серп молодого месяца, впервые заблестел на нашем небе новый гений... И к началу 80-х годов молодой месяц достиг уже полнолуния, ярко освещал собою все наше небо и тревожил таинственным блеском всю нашу землю", - так поэтично писал о Куинджи Репин в своем эссе "Архип Иванович Куинджи как художник".

Не перестают восхищаться полотнами Куинджи и сегодня - ни искусствоведы, ни художники, ни простые посетители музеев. Гений...

Справедлива и другая характеристика мастера - миллионер. Бедный сирота из Мариуполя, пешком дошедший до Петербурга, чтобы поступить в Академию Художеств. Проваливший экзамены бедняк, перебивавшийся заработками на фоторетуши. Как только раскрылся его талант, картины Куинджи стали скупать лучшие коллекционеры.

В начале 70-х годов Павел Третьяков купил работу Куинджи за 300 рублей, а в конце 70-х - за несколько тысяч (миллионы на сегодняшний курс). Покупали его работы и Великие князья. Князь Константин Константинович купил "Лунную ночь на Днепре" за 5000 руб.

А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.
А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

Вскоре Куинджи уже владел тремя доходными домами на 10 линии Васильевского острова, которые впоследствии продал и выгодно. Владел землей и дачей в Крыму, которую купил за бесценок, а через несколько десятков лет она выросла в цене в 70 раз!

И кому все это? На что он тратил? Как должен был жить ТАКОЙ человек? Квартира Куинджи дает нам немного заглянуть в личную жизнь художника и раскрывает его характер, и его отношение к миру, жизни, искусству, людям.

Дом по адресу Биржевой пер., д. 1/10. Возвышение с панорамным окном - мастерская Куинджи
Дом по адресу Биржевой пер., д. 1/10. Возвышение с панорамным окном - мастерская Куинджи

Квартира находится на Васильевском острове, на Биржевом переулке, д. 1/10. Куинджи прожил здесь с супругой 12 лет, здесь ушел из жизни.

Вообще, этот дом называют "домом художников". Здесь жил маленький П.И. Чайковский, художник М. Клодт, а еще И. Крамской - один из идеологов передвижничества. Сам Куинджи не раз бывал здесь в гостях, руке Крамского принадлежит и знаменитый портрет Архипа Ивановича, который сейчас находится в гостиной музея-квартиры.

Портрет А. И. Куинджи кисти Ивана Крамского. Конец 1870-х.
Портрет А. И. Куинджи кисти Ивана Крамского. Конец 1870-х.

Архип Куинджи с женой Верой поселился здесь уже после смерти мастера, в надстроенном 4 этаже. Для Куинджи была создана и мансарда-мастерская на 5 этаже с прекрасным панорамным окном, откуда открываются потрясающие виды на город. На фото дома она хорошо видна и выделяется на общем фоне.

Куинджи всегда любил точки с хорошим обзором. Он был романтиком, мог забраться на крышу и часами смотреть на город и общаться со своими друзьями - многочисленными пернатыми.

Вид из окон квартиры Куинджи
Вид из окон квартиры Куинджи

Жизнь четы Куинджи была размеренной и спокойной. Здесь бывали лишь самые близкие друзья - Репин, Менделеев, ученики Академии Художеств. А сами Архип Иванович и Вера Леонтьевна были друг другу верными друзьями и соратниками. У них была очень красивая история любви.

Прислуги они не держали, Вера Куинджи сама готовила и убирала дом. Куинджи был аскетом и демократом - так описывали его современники. Жена Менделеева, Анна Ивановна, вспоминала:

"На ходу снимая передник - видно было, что занималась хозяйством, - дама, которая оказалось женой Куинджи, ввела нас в большую комнату, меблированную до крайности просто: коричневый диван, таких же два кресла, несколько стульев, перед диваном стол, и больше ничего. Только роскошный плющ вился вокруг окна, образуя густую зеленую раму, и перебрасывался далеко по стенам".
Гостиная квартиры Куинджи. Портрет А.И Куинджи руки Ивана Крамского.
Гостиная квартиры Куинджи. Портрет А.И Куинджи руки Ивана Крамского.

Обстановка всегда была скромной - без тяжелых бархатных портьер, дорогой кожаной или дубовой мебели, золотых рам или безделушек. Самым ценным в квартире был рояль, на котором Вера Леонтьевна музицировала, иногда вместе с супругом.

Очевидцы вспоминали, что мебель была очень простой, купленной сразу после свадьбы - в те времена, когда Куинджи еще не был богат и известен. Эту мебель они перевозили с квартиры на квартиру. К сожалению, остались с того времени лишь рояль, да скрипка, на которой Куинджи выучился играть самостоятельно. Остальная мебель подобрана в подобие той, что была в квартирах того периода, и расставлена по описаниям современников.

Кабинет
Кабинет

Заглянем же в особое место - мастерскую художника. Она расположена на втором (5) этаже. Бывавшие в гостях у Куинджи художники вспоминали, что на стенах не было картин, полный аскетизм, а может, крайняя требовательность. Ведь любая картина - это некий итог, законченное, застывшее. А художник непрестанно ищет, взгляд его ненасытен и не хочет останавливаться.

Сейчас в мастерской можно увидеть этюды Куинджи, а также работы его учеников. У Куинджи учились многие прославленные художники, в том числе Н. Рерих, К. Богаевский, А. Рылов. Ученикам и отдавал Куинджи всего себя, все время, а иногда и средства.

Мастерская Куинджи
Мастерская Куинджи

И правда, уже, наверное, возник вопрос, на что же тратил свое состояние художник? А он непрестанно помогал. Он был очень бережлив для себя, но очень расточителен для близких, друзей, всех нуждавшихся. Не чудо ли?

"Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет... Идут отовсюду, всем нужно помочь... А на улицу — так выйти нельзя. Это ужас один!.. А как всем помочь? Ведь это же нельзя, никто не может... Одних своих сколько... Ведь они сидят, пишут, — ведь только мы знаем, как это трудно... А тут у него ничего нет. Картины совсем мало кому нужны, а их никто не знает... Он с голоду умрет, пока будет кому-нибудь нужно", - делился он переживаниями.

Впоследствии к нему даже стало столько просителей приходить, что пришлось создать своеобразную «канцелярию по принятию прошений», которой заведовала Вера Леонтьевна, читая все прошения и выделяя средства.

Окно в мастерской Куинджи
Окно в мастерской Куинджи

Особые отношения сложились у Куинджи с учениками. Они были доверительными и дружескими. Он возил их за свой счет заграницу, помогал материально в случае нужды. Именно туда уходили почти все средства.

Интересно, что Куинджи не пытался никого переделать или навязать свой опыт. Даже критику я ученическую работу, он добавлял: «Впрочем, каждый может думать по-своему. Иначе искусство не росло бы».

По воспоминаниям Рериха Куинджи любил учеников совершенно по-особенному. И они платили ему тем же. Для них он стал не просто мастером и покровителем, а Учителем с большой буквы.

А. Куинджи с учениками. Фото в музее-квартире.
А. Куинджи с учениками. Фото в музее-квартире.

Незадолго до смерти Куинджи создал общество художников, которое впоследствии получило название Общество А. Куинджи. Он передал молодым талантам огромные средства и свое имение в Крыму, куда они могли ездить за вдохновением и отдыхом.

Общество должно было воспитывать новых художников, поощряло таланты, помогало нуждающимся. А после смерти Куинджи в 1910 году - бережно хранило память о своем учителе.

Куинджи умер в возрасте 68 лет на руках у жены и в окружении учеников. Он был похоронен на Смоленском кладбище, а в 1952 г. его прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской лавры - в "Некрополь мастеров искусств".

После смерти он завещал Обществу все средства (около 1 млн рублей) и все живописные работы (около 800). К сожалению, имущество Общества имени А. Куинджи было национализировано после революции, а картины переданы в Русский музей.

А. Куинджи и Д. Менделеев. Фото с просторов интернета.
А. Куинджи и Д. Менделеев. Фото с просторов интернета.

Вере Леонтьевне же художник назначил ежегодную пенсию в 2572 рублей, оставил недвижимость и счет в банке... По-разному оценивают этот поступок сегодня. Кто-то обвиняет художника, что из-за этого Вера Леонтьевна скончалась от голода в Петрограде во времена Гражданской войны. Ведь пенсию платило ей Общество, но оно лишилось средств.

О супруге Куинджи известно очень мало. Детей у них не было. Она была верным другом, поддерживала чудачества мужа, была тиха и немного в тени. А с его смертью совсем замолчала...

К сожалению, немного на грустной ноте заканчиваю небольшое путешествие по квартире Куинджи. Но все же место это очень интересное, прикасаешься к искусству, к жизни простой, но наполненной смыслом, идеалами, вдохновением. Сходите в этот музей при возможности!