Наблюдая за общением родителей с детьми, замечаю, что родители часто раздражены. Как это ни парадоксально звучит. Я сама до недавнего времени частенько воспринимала проведение времени с детьми, как обязанность.
Слишком была погружена в "я должна". Замечали свои мысли в отношении детей? Часто мы ждем от них тоже "он должен".
Он должен знать буквы. Он должен уже заговорить. Она должна хорошо учиться. Я должна быть хорошей мамой. Я должна каждый день проводить время с детьми. Я должна играть в игры с ребенком.
А кому должны? Когда вы или ваши дети заработали эти долги? Кто навязал вам их? Задумайтесь, что является первопричиной вашего раздражения? Это точно не ваш ребенок. Действуйте из "я хочу", это гораздо продуктивнее.
Я хочу, чтобы мой сын заговорил, поэтому с ним занимаюсь. Я хочу, чтобы дочь мне доверяла, поэтому внимательно выслушиваю ее истории. Я хочу быть хорошей мамой для своих детей. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали себя в безопасности рядом со мной...
Попробуйте наслаждаться этим временем, скорее всего это самое качественное и искреннее общение в вашей жизни. Никто так искренне вас не любит и не жаждет общения, как дети. Они не преследуют никаких корыстных целей, не самоутверждаются за ваш счет, не пытаются казаться лучше, чем есть на самом деле. Они искренне рады вашему присутствию, и безоценочно интересуются вами.
Если самим сложно разобраться со своими чувствами, сходите на коуч-сессию, удивительно как правильные вопросы, заданные профессионалом, могут изменить отношение к себе, к жизни, отношения с окружающими, с близкими, с детьми.
То, что раньше воспринималось как обуза и обязанность, теперь приносит искреннее удовольствие. Сейчас я ценю каждую минуту, которую провожу с детьми, пытаюсь понять, о чем они думают, чего хотят, что их беспокоит. Наблюдаю за ними незаметно, ловлю изменения в настроении, реакции. Даже, когда я раздражаюсь, конечно же, так тоже бывает, но гораздо реже, я отслеживаю, что именно вызывает у меня это чувство. Чаще всего, это мои ожидания или это "надо" или "должна".
Если у вас возникает раздражение оттого, что вы не можете придумать во что поиграть с детьми, предлагаю несколько идей для организации сюжетно-ролевых игр с тем, что есть дома у каждого.
Игра «Куклы»
Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».
Игровые роли. Мама, повар, няня.
Что делать. Купать куклу, кормить куклу, укладывать куклу спать.
Игра «Поездка»
Цель. Обучение детей реализации игрового замысла.
Игровой материал. Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.
Игровые роли. Машинист, шофер, пассажир.
Что делать. Игровые действия воспитателя направлены на ребенка.
Строить машину, из кубиков, конструктора, стульев. едем в магазин за игрушками. едем/остановка/светофор. Заезжаем в другие магазины. Машину чинить. Захотите снова покататься на машине, приходите ко мне. Выясняем куда еще можно возить детей и зачем: на море или речку, в лес, чтобы купаться, играть в воде, походить по мостику; в зоопарк, познакомиться с рыбками, китом, поискать что-нибудь интересное; в лес, чтобы собирать грибы, ягоды, цветы, познакомиться со зверушками, покормить их, сходить в гости к ежику, посмотреть, как живут зверушки, построить им домики, приготовить им еду, покормить их, погулять с ними; в цирк, чтобы научить зверей разным цирковым трюкам: прыгать через палочку, через яму, с кубика на кубик, пролезать в обруч, ходить по доске, петь, скулить, гавкать, наряжать зверей, выступать; в магазин, чтобы купить новые игрушки; в гости к разным лесным зверушкам.
Также можно выяснить на каком транспорте можно ехать: на самолете, на пароходе, на поезде, на лодке, на электричке, на машине, на автобусе, на такси.
Игра «Поезд»
Цель. Обучение детей реализации игрового замысла.
Игровой материал. Строительный материал, игрушечный поезд, руль, чемоданчики, сумочки,рюкзачки куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.
Игровые роли. Машинист, пассажиры.
Что делать. Строим рельсы, мост, платформу из конструктора. На платформе поезд будут ждать, куклы, которые потом поедут на нем кататься или на дачу, и т. д. Строим поезд из стульев, рассаживаем себя и кукол, раскладываем чемоданы сумки, рюкзаки и поезд отправляется в путь.
Дальше можно усложнять: покупать билеты, появляется цель поездки (они едут или на дачу, или, наоборот, с дачи в город), меняются роли: кассир продает билеты, контролер их проверяет, проводник рассаживает пассажиров по «местам и следит за порядком в вагоне, дежурный по станции отправляет поезд, помощник машиниста смазывает поезд и следит за его исправностью и т. д.
Игра "У врача"
Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов.
Игровой материал. куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача (у нас бумажная шапочка), медицинские инструменты (набор).
Игровые роли. Врач, медсестра, мама, папа.
Что делать. Обращаем внимание на то, что кукла долго не встает, и она, видимо, «заболела». Говорим ребенку, что нужно вызвать врача, звоним оп телефону, наряжаемся врачом или медсестрой . Осматриваем «больную», ставим диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментируем свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, кукла больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась».
Увозим куклу в больницу. Там уже лежит несколько больных. Может болеть лапа (перебинтовываем), ветрянка, объелся, укусила оса и т.д. Лечим больных в больнице, кормим, водим на перевязки, выписываем домой.
Игра «Лиса»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал.Предметы-заместители, игрушки, булочки.
Игровые роли. Лиса, лисята.
Что делать. Давай играть. Я буду Лисой. У меня острые ушки (показывает). Видите, какие. А пушистый большой хвост видите? (показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить мышей и пр.).
Обрисовав внешний облик лисы, ее привычки и нрав, родитель переходит к самому главному моменту — побуждает ребенка к вхождению в образ лисенка. Вот как это выглядит: «Скучно мне одной. Нет у меня деток - маленьких лисят с пушистыми хвостиками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их своим хлебушком угостила. Кто хочет быть моим лисенком?»
«Лисенок, покажи свои ушки. А хвостики у тебя есть? (воображаемые)». Ребенок может захотеть сделать себе хвостик. Не спешите на помощь. Пусть он попробует справиться с этим сам.
Затем угощаемся Лисичкиным хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой), позже использовать предмет-заместитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Это лисенку дала, и сама съела. А теперь оттопырь, лисенок, кармашек и закрой глазки. Я что-то положу туда по секрету» (раскладываем по кармашкам фантики или конфетки).
Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лиса с лисенком будут прятаться от дождя, складывать свои запасы. На участке можно собирать веточки и листья, чтобы устроить теплую норку, грибы, ягоды (предметы-заместители: камешки, цветки клевера и пр.)
Игра «Лошадка»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, султанчики
Игровые роли. Лошадка, жеребенок
Что делать. Родитель берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Тебе стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Когда я выступаю в цирке, мне надевают на голову султанчик, вот такой (показывает, но не надевает). Помнишь, какие красивые лошадки в цирке/показать картинку). В цирке меня учат красиво скакать (показывает). А как я прыгаю через бревно, показать? Я и танцевать умею. Когда выступление заканчивается, я делаю всем поклон (показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток — маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. У меня даже есть красивые султанчики для жеребят. Хочет быть моим жеребенком?». Продолжаем дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке? Примерь на голову султанчик и станешь настоящей лошадкой». Далее игра проводится аналогично игре «Лиса».
Игра «Самолет»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль предмета.*
Игровой материал.Предметы-заместители, мягкие игрушки, куклы, грузовик.
Игровые роли. Самолет, покупатели, продавец.
Что делать Игра может начаться с того, что родители с ребенком увидят
небе самолет. Смотри, у него большие крылья (вот такие...). Самолет наклоняет крылья то в одну сторону (показывает), то в другую. Он летит в небе, как птица. То вверх, то вниз. Мотор гудит р-р-р, р-р-р. А потом самолет развернется и поднимется высоко-высоко и станет совсем маленьким, прямо игрушечным. Он такой маленький, потому что слишком высоко улетел. Мне очень нравится самолет. Хочу тоже летать». Далее Родитель перевоплощается в самолет. «Я — самолет. Буду летать. Вот мои крылья. Сейчас включу мотор и полечу за мандаринами. Р-р-р-р, р-р-р-р — полетела. Вижу большую гору (стол- дома, горка/скамейка на улице). Облечу гору. Р-р-р-р. Все, прилетела. Сейчас буду приземляться (приседает, руки в стороны). Выключаю мотор — р-р-р-р (затихающим голосом). Все, села. Теперь загружусь мандаринами {кладет в карманы шарики) и полечу назад. Мне одной не увезти все мандарины, а тут еще и другие фрукты есть. Посмотри, как много яблок, апельсинов, бананов, арбузов (показывает ящик, заполненный предметами-заместителями). Хочешь тоже быть самолетом и перевозить фрукты?».
Далее родитель задает ребенку вопросы, которые касаются понятных и наиболее интересных для них особенностей предмета: «Самолет, где твои крылья? А мотор твой включается? Самолет, покажи, как ты умеешь летать. А как ты качаешь крыльями? Летать самолет умеет, можно загружать его фруктами. Я буду загружать самолет, подлетай ко мне».
Кладем в карманы ребенку по два-три предмета-заместителя, называя их арбузами, яблоками, мандаринами. Затем говорит: «Все, ты загрузился, включай мотор и лети. А приземляться будешь вон там, на ковре, это будет у нас аэродром. Туда приедет машина, и ты разгрузи в нее фрукты».
Привозим на ковер большую грузовую машину и предлагает самолету разгружаться. Говорим, что повезем фрукты в магазин и будем их продавать. Подвозите машину к столу: «Здесь будет магазин». Раскладываете на тарелочках и в коробках предметы-заместители, предлагаем ребенку выбрать себе кукол и придти с ними в магазин.
Затем продолжаем: «Магазин открыт. Приходите покупать фрукты. Вот яблоки. А это вот мандарины, арбузы. Что любит ваш слоненок, мандарины или арбузы? Пожалуйста, берите арбуз. А ваша обезьянка хочет бананы, видите, как она на них смотрит. Берите банан».
После этого родитель предлагает детям накормить своих кукол и уложить спать (кроватки дети могут сделать из кубиков, стульев, коробки и др.).
Когда ребенок справится со своей задачей, педагог может пригласить его погулять на улице, пока его «дети» спят.
Игра «Ветер и листочки»
Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.
Игровой материал. Листики.
Игровые роли. Листочки, ветер.
Что делать Родитель начинает игру на прогулке и дает ребенку задания посмотреть, как лист-Лодочка плавает в воде (в луже), поискать, что или кто прячется на земле под листьями, носить и перекладывать листья с места на место, возить за веревочку листик по луже.
После этого можно повесить листья в сквозных проемах. Подвешенные таким образом, они мгновенно реагируют на малейшее дуновение ветерка, начинают кружиться, раскачиваться в разные стороны. Родитель обращает на это внимание детей: «Смотри! Наши листики кружатся-кружатся, полетели-полетели и успокоились. Снова полетели-закружились и... успокоились».
Затем говорим с ребенком о ветре. «Кто это дует на наши листочки? — удивляемся — Ты, Ярик, не дул на листочки? И я не дула на листочки. Кто же их поднимает в воздух?». Ждем ответа, если молчит, продолжаем: «Я знаю, кто поднимает листики, кто дует на них. Это ветер. Он, как и мы, любит играть с листочками. Разлетится, да как дунет — фу-фу-фу! Легкие листочки обрадуются и закружатся-закружатся, полетят-полетят и успокоятся».
После такого рассказа предлагаем поиграть. «Будем играть в ветер и листочки? Я — веселый ветер, а ты — красивый листочек». Ребенок может взять листик в руку. Листик тихо сидит на веточке (на корточках). «Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет — фу-фу-фу! Листочки проснулись, глазки открыли, полетели, а ветер полетел, догоняет листочки. Ветер улетел, листочки успокоились, опустились на веточки».
Игра «Волшебники»
Цель. Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим.
Игровой материал. Карандаши, бумага, картон, пластилин и др.
Игровые роли. Волшебники.
Что делать. Если читаем сказки с волшебниками. Можно задать вопросы: "Как думаешь, а ты мог бы быть добрым волшебником? Вот, например, кто-то Уля потеряла свои фломастеры и очень огорчена, а ей на помощь приходит добрый волшебник и предлагает: «Возьми мои». Давай мы с тобой станем добрыми волшебниками для Ули и бабушки? Что бы мы могли для них сделать?». (Сделать из картона кукол, подмести, полить цветы, приготовить бутерброд и т. д.). Ярик, получается, чтобы играть в добрых волшебников, надо делать только хорошее и приятное».
После этого придумываем правила добрых волшебников: «Разговаривать приветливо с людьми», «Делиться с другими», «Делай радостные сюрпризы», «Не забирать игрушки» .
Затем педагог предлагает: «Давай с сегодняшнего дня играть в добрых волшебников. Согласен? Теперь каждый из нас добрый волшебник, что ты можешь сделать сегодня доброго и хорошего?»
На следующий день снова возвращаемся к игре про волшебников и просит ребенка сообщить о своих задумках и планах.