В сети довольно много материалов об гастрономических извратах богатейших римлян. Чего стоят только легендарные фаршированные сони в меду. А вот чем римляне кормили рабов, работавшие на плантациях? Сейчас расскажу)
Был такой очень известный государственный деятель, одна из значительных фигур римской истории, Марк Порций Катон Старший (он же Цензор, 234 - 149 гг. до н.э.). Он написал сочинение "О сельском хозяйстве". Это бизнес-пособие для владельцев огромных имений. И это самая ранняя дошедшая до нас проза на латинском языке.
Три малюсеньких параграфа этой книги посвящены тому, чем и в каком количестве надо кормить рабов. Катон считался очень разумным хозяином, он понимал, что рабам нужно хорошо питаться, чтобы эффективно работать и поменьше болеть.
Как же Катон рекомендует кормить рабов?
Почему летом норма увеличивалась? Всё просто, летом рабам приходилось работать больше, поскольку световой день был длиннее. Из этой пшеницы #рабы сами (в свободное от работы время) должны были приготовить себе хлеб.
При выпечке использовалась непросеянная мука, т.е. получался полезный хлеб с отрубями. Этот хлеб был еще и экономически выгодным, потому что при приготовлении давал 1/3 припёка.
Т.е. из 26 кг муки выходило примерно 34,5 кг хлеба. Очень даже приятная разница! Получалось, что в день рабу полагалось чуть больше 1 кг хлеба.
Исследователи считают, что примерно такая же норма хлеба полагалась в день легионеру и, скорее всего, столько же должен потреблять свободный крестьянин, мелкий владелец земли, который сам работает на своем участке и кормит себя и свою семью.
Одним хлебом сыт не будешь. Что полагалось к нему впридачу?
Во-первых, это, конечно, маслины. Рабы Катона получали палые маслины или те, из которых явно не выжмешь много масла. Рабам также полагались уксус и соль.
Еще одним важным компонентом питания были финики - свежие летом или сушеные зимой. Их ели с хлебом. Причем, как только финики поспевали, выдачу хлеба урезали. Потому что фиги такие питательные, что заменяют собой часть хлеба. Скорее всего, рабы также получали какое-то минимальное количество самых простых сезонных овощей (типа капусты или свеклы) и, конечно, чеснок и лук. Также рабам выдавали по 0,5 л оливкового масла в месяц.
Никакого мяса рабы и близко в глаза не видели. Ну, может, в каких-то ну очень экстраординарных случаях малюсенький кусочек. Максимум, что им доставалось - самая дешевая мелкая рыбешка (свежая или соленая). На этом всё. Конечно, контролировать пастухов на выпасе было сложно. Там, на природе, они оставались наедине со стадом. Конечно, какая-нибудь парочка овец обязательно "случайно" падала в пропасть. Но это, что называется, издержки производства.
Зато рабы регулярно получали бобовую кашу или похлёбку.
Бобовым уделяется очень большое внимание, наряду с пшеницей.
О том, какие продукты можно было встретить на любом древнеримском столе, читайте тут.
Древние не знали, что бобовые являются натуральным заменителем мяса, поскольку очень богаты белком. Зато они понимали, что это - дешево, сытно и вкусно. Бобовую кашу ели с оливковым маслом или салом.
Разумеется, никаких помидоров не было. Помидоры были завезены в Европу из Америки только в XVIв.!
Рабам полагалось и вино. После сбора и отжима винограда рабам доставались остатки - напиток под названием lora. Выжимки винограда заливали водой и добавляли чуть-чуть виноградного сока.
На зиму для рабов тоже запасали вино. Это, конечно, было не то вино, которое производилось на вилле для нужд хозяина или на продажу. Для рабов делали специальное вино, смешивая 1 долю виноградного сока, 0,2 доли крепкого уксуса, 5 долей пресной воды. Жидкости давали настояться 5 дней, после чего вливали еще 1,5 доли морской воды. Получалась отвратительное пойло. Катон пишет, что остатки этого "вина" летом превратятся в "крепчайший и превосходный уксус".
Рабам причиталось примерно по 0,5 л такого "вина" в день. В жаркие месяцы норма увеличивалась примерно до 0,8 л. Это было
основное питье для утоления жажды, и его требовалось больше. Разумеется, его разбавляли водой.
У рабов было два любимых праздника - Сатурналии (17 декабря, количество дней празднования несколько раз менялось) и Компиталии (через несколько дней после Сатурналий). На эти праздники рабам выдавали бонусное вино🙂 - чуть ли не 12 литров!
Катон Старший был человеком "старой закалки". Плутарх, написавший его биографию, пишет о нём:
спозаранку он отправляется на форум и ведет дела тех, кто испытывает в этом нужду, а возвратившись к себе, работает вместе с рабами — зимою, одев тунику, а летом нагой, — за одним столом с ними ест тот же хлеб, что они, и пьет то же вино.
Теперь вы знаете, какой именно хлеб и какое именно "вино" имелось в виду.
- Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history
- Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)