Это выражение я услышала в далеком детстве. Сколько мне было? Лет 11-12? Кто-то из пацанов бросил эту фразу, и она запала в голову. Конечно, я понимала, что такое и для чего нужны тормоза не только понаслышке. И на практике частенько пользовалась тормозами. Когда на велосипеде каталась. В возрасте семи лет я пересела с несерьезного малышового «Ветерка», у которого эти самые тормоза отсутствовали на «солидный» подростковый «Уралец».
На «Ветерке» тормозить приходилось ногами. Разгонишься, потом ноги с педалей снимаешь, и на землю опускаешь – вжжжжжих. И, поднимая кучу пыли, останавливаешь свое транспортное средство. К концу лета, подошва сандалий, конечно, не выдерживала такой нагрузки. А я даже не припомню, чтобы от такого специфического способа торможения у меня случались травмы. Да и разгоняться-то в принципе, и негде было, во дворе особо не погоняешь.
Но вот, мне купили почти что взрослый велосипед, и я начала осваивать эту технику. Садилась по началу только со скамейки, и до педалей с трудом доставала. Но зато очень быстро освоила тормоза - крутишь, крутишь педали, а потом раз, и резкое движение ногой вниз и чуть назад. И послушный железный конь, проехав некоторое расстояние, останавливался с характерным шоркающим звуком.
Я подрастала, и сидела в седле уже уверенно, и мне разрешалось кататься не только во дворе, но и по аллеям и тропинкам псевдо парка, расположенного между нашими домами, который мы называли «кусты». Или же ездила на школьный стадион и по подъезным дорожкам между домами. И полюбила такое развлечение – разогнаться как можно быстрее, а потом резко затормозить. И оглядывалась, чтобы посмотреть, какую линию на тропинке оставили мои колеса.
Я росла, менялись велосипеды. Появилась комфортная, тихоходная «Кама». Хотелось, конечно совсем взрослый велосипед, или вообще, спортивный, но… то ли в продаже их не было, то ли родители решили, что мне пока рановато. Спортивный купили отцу, но это случилось гораздо позднее. А я рассекала на своей «Каме» с одноклассниками, и примиряло меня с моей тихоходной лошадкой то обстоятельство, что тормоз у нее был выведен на руль специальным рычажком. Как у взрослого велика!
Вот тогда-то во время наших покатушек с мальчишками я и услышала это выражение про тормоза и трусов. И, конечно же, повторяла эти слова за пацанами, не особо вдумываясь в суть.
Но однажды я поехала в лагерь… Нет, в лагерь я ездила каждое лето, но однажды мы отправились в велопоход. Наш пионерский лагерь «Орленок» располагал приличным вело парком. Велосипеды на разный вкус и возраст. Кода была младше, мы ездили совсем не далеко. А тут, попав в старший отряд, я узнала, что нам позволено отправляться в более длительную велопрогулку. И причем по настоящей дороге, где ездят машины!
Естественно, в сопровождении вожатых, физруков и прочих инструкторов. Я выбрала себе взрослый» велосипед. К сожалению, не помню его марку. Такой большой, с рамой и большими колесами. Чувствовала я себя на нем не совсем уверенно, однако признаться, и попроситься на другой велик, чуть по ниже, я не собиралась.
На лужайке перед ангаром с велосипедами мы опробовали наши машины – как едут, ничего ли не скрипит, все ли механизмы работают, как надо, как тормозят? Я тоже немного прокатилась, с трудом маневрируя на небольшом пятачке, и едва успевая уворачиваться от виртуозно гоняющих пацанов. Но посчитала, что велик у меня вполне норм. Мне не терпелось поскорее тронуться в путь.
Поехали. Сначала все было очень здорово. Голубое небо, зелень лугов и лесных красавец сосен, протекающая параллельно дороге река – вся эта картина наполняла мою душу восторгом. Как здорово здесь кататься! Жаль, что нельзя привести свой велик, когда приедем с родителями отдыхать, на базу отдыха, расположенную по близости. Вот бы мы с папкой тут покатались!
Но вот, дорога пошла под уклон, и я начала притормаживать. Но педаль не почувствовала сопротивления, словно провалилась. Велик резко подпрыгнул, но не замедлил свой ход. Торможу снова – та же картина. Мама! Что же мне делать? Как слезть с этого велосипеда? Как сообщить о своей беде? Закричать? Но вдруг надо мной потом смеяться будут? (про то, что тормоза придумали трусы. Я, конечно же, и не вспоминала)
К моему счастью, уклон был небольшой. Ускорение прекратилось. А в скором времени мы и вовсе остановились передохнуть. Я, стесняясь, подошла к инструктору и сообщила о своей проблеме. Он меня отчитал – почему, мол, не проверила там, в лагере? А я проверяла, честное слово! И не знаю, почему так получилось…
В конечном итоге, мы с инструктором поменялись велосипедами. Обратно я ехала на его велике. Сидеть мне на нем было не очень комфортно, хуже, чем на том, «моем». Но во всяком случае, он хоть слушался и реагировал на тормоз. Страх мой поутих. А по приезду домой, особенно, когда я после каникул со своими товарищами встретилась, могла небрежно рассказывать, что попался, мол, мне велик без тормозов, и я … и дальше сочиняла, какая я бесстрашная. А девчонкам, наоборот, рассказывала, что «вы не представляете какой, это был ужас!»
Так что, не знаю, кто придумал фразу про тормоза и трусов, но заверяю, что тормоз – очень нужная вещь в транспортном средстве. Да, что я говорю – об этом каждый знает… наверное. На велосипедах я сейчас не езжу. Разве что у мамы в саду немного. Я все больше на четырех колесах. Но и в машине тормоза – серьезная тема. Но о машинных тормозах в следующий раз.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить очередную историю.