В Москве заканчиваются небольшие квартиры в новостройках — точнее, предложение не успевает за спросом. Москвичи стали чаще интересоваться студиями и 1-комнатными квартирами, на это есть как минимум две причины.
Во-первых, цены на жилье растут на глазах, а доходы остаются прежними. Во-вторых, снижение ипотечных ставок позволило купить такое жилье тем, кто раньше не мог этого сделать.
Эксперты подсчитали: в конце 2019 года доля студий в массовых новостройках составляла 9%, в конце 2020-го — 15%, это рекорд за всю историю рынка.
Доля «однушек» выросла с 29 до 32%, а «двушек» и «трешек» стало заметно меньше — 33% и 18% против 40% и 20% годом ранее.
Казалось бы — на самоизоляции люди поняли, что «в тесноте, да не в обиде» уже не работает.
Пора бы именно улучшить жилищные условия, а не покупать каморки, в которых негде развернуться. Отсутствие личного пространства, теснота могут привести к стрессу, а он — к домашнему насилию, алкоголизму и наркомании.
Две спальни для семьи из двух человек — это нормально и правильно. Даже образцово-показательным супругам необходимо отдыхать друг от друга, а не мельтешить каждый день перед глазами… туда-сюда, туда-сюда…
Муж смотрит по телевизору футбол, а жена пытается сосредоточиться на чтении. Он оставляет на полу носки, а она словно специально забывает повсюду использованные ватные диски. Кто-то предпочитает мыть посуду сразу после готовки и еды, а другой копит ее в мойке, чтобы вымыть всё оптом. Бесит!!!
Уединиться хотя бы на несколько часов с книжкой или рукоделием, спокойно посмотреть тот же футбол, не опасаясь, что благоверная захочет переключить на другой канал, по которому идет ее любимый сериал, — и уже можно смириться и с носками, и с посудой.
Но, увы, в маленькой квартире это нереально. И вот уже муж проводит вечера с друзьями в гараже, а жена уходит ночевать к подружке. И оба все чаще прикладываются к бутылке — для снятия стресса.
Дальше как в плохой мелодраме: подозрения, взаимные обвинения в неверности, рукоприкладство. Ситуация еще сложнее, если в семье есть ребенок. Если в квартире только одна комната, даже чтобы просто переодеться — приходится идти в ванную. Сконцентрироваться на выполнении домашних заданий очень трудно, когда в комнате есть кто-то еще.
Исследования о влиянии жилищных условий на поведение проводились неоднократно.
Так, американский профессор психологии окружающей среды Сьюзан Сэгерт изучала особенности поведения детей в перенаселенных квартирах и жилье для малоимущих. Оказалось, что ежедневный дефицит личного пространства отрицательно сказывается на их психике: они становятся замкнутыми и невнимательными, у них появляются проблемы с учебой.
Ребенку просто нужна отдельная комната или хотя бы уголок! Если приходится делить помещение с родителями, братьями и сестрами — ни о каком психологическом комфорте речи нет.
Выбирая квартиру, многие думают о том, как расставить в ней мебель и технику. Это действительно важно — хватит ли на кухне места для холодильника, поместится ли в комнату шкаф. Но гораздо важнее подумать о другом — о себе, любимом.
Найдется ли место для уединения и расслабления? Жилье должно быть удобным во всех отношениях!
Даже если человек уверен, что его закаленным нервам теснота не страшна, опасность может подстерегать с другой стороны. Мелкая нарезка жилья, — это очень много квартир на этаже, много соседей, большинство из которых не собственники, а арендаторы. Уровень конфликтности среди жильцов в таких «человейниках» повышен.
А еще гигантские новостройки с маленькими квартирами опасны с точки зрения распространения инфекций.
В Китае в начале 2000-х таким образом возникла эпидемия атипичной пневмонии. Вирус SARS через канализацию и вентиляцию заразил сотни людей в Гонконге — сперва в одном доме, потом в соседних зданиях. Есть над чем задуматься в условиях еще не побежденного COVID-19.
Россияне покупают студии и «однушки», потому что не могут купить жилье побольше. А застройщики учитывают спрос (и финансовые возможности покупателей) и строят все больше малогабаритных квартир. Ждать ли в ближайшем будущем роста неврозов и инфекций?..