Все люди разные. Сильно разные. Даже несмотря на все попытки классификаций и выделения общего (оно конечно тоже встречается), личные особенности в человеке могут сочетаться весьма причудливым образом.
И так порой случается, что под вашим началом работает хороший специалист, только вот очень мягкий. Которому сложно ставить границы, отстаивать собственное мнение, что-либо доказывать и уж тем более с кем-то спорить.
С одной стороны, как подчинённый такой человек буквально идеален: делает всё, что скажут, не сопротивляется увеличению нагрузки, спокойно (чисто внешне спокойно, не нужно думать, что ему хорошо от этого) воспринимает изменения условий работы, "проглатывает" срывы руководителя и коллег, если таковые вдруг случились и пр.
С другой стороны - на таком человеке быстро начинают "ездить" (в разных смыслах) все кому не лень: коллеги, смежники, уборщица баба Маша... А это чревато, во-первых, тем, что он не будет успевать выполнять свои основные функции, а, во-вторых (но в-главных) - быстрым эмоциональным выгоранием.
Поэтому в интересах руководителя такого специалиста не только беречь от перегрузки/срывов самому, но и в определённой мере защищать от чужих поползновений.
Чем вы можете помочь?
- Мягкие люди всегда страдают от нарушения личных границ, давления и манипулирования разного рода (так как не могут дать твёрдый ответ): это могут быть нетактичные личные вопросы коллег, дурацкие шуточки, прозвища, некорректные розыгрыши и прочие моменты.
Задача руководителя здесь - подстраховывать сотрудника от давления и манипуляции. Говорить с коллегами данного специалиста и с ним самим, ограничивать некорректные проявления в его сторону, ставить его в другие смены/перемещать на другое рабочее место, если ситуация зашла слишком далеко.
- Мягкие люди крайне часто становятся "теми, на ком везут", причём в их случае это распространяется не только на задачи, поставленные руководством, но и во многом на всё, что "плохо лежит": бесконечные просьбы помочь от коллег, сваливание своих задач смежниками ("это ты должен/должна делать!"), нескончаемые организационные моменты (от беготни всем за кофе до уборки) и пр.
Задача руководителя здесь - контролировать загрузку, чтобы предупредить попытки смещения другими сотрудниками своих функций, ну и давать обратную связь (жёсткую) тем, кто особенно ретиво пытается использовать человека.
- Мягкие люди очень часто сами не очень-то доверяют своему мнению, быстро и легко начинают испытывать сомнения и отказываться от своих же предложений, потому что считают их неинтересными и не стоящими внимания.
Задача руководителя здесь - при обсуждении какого-то вопроса таким специалистом ни в коем случае не высказывать свое мнение первым, иначе это приведёт к мгновенному "соглашательству".
А ещё - подбадривать и давать поддержку, если он высказался.
И конечно не критиковать сразу его инициативы (и другим не давать критиковать), чтобы не подводить к отказу от своего предложения.
Чему учить такого человека?
Конечно, чаще всего люди, которые внешне проявляются как излишне мягкие - это люди с низкой самооценкой. И у руководителя нет задачи становиться психологом и работать с их внутренними проблемами.
Однако ряду моментов можно научиться как навыку, а это постепенно будет помогать и повышению самооценки.
В частности:
- Учить не отвечать сразу на все вопросы и просьбы, а говорить "я подумаю" (иногда уже этого хватит, чтобы от человека отстали).
- Учить владеть голосом, звучать более твёрдо и основательно (это чаще всего происходит на курсах ораторского мастерства, где кстати и с самооценкой работают).
- Учить способам аргументации.
- Учить способам ответа на манипуляции (даже если на первом этапе это будет 5-6 заученных наизусть ответов - это станет ощутимым шагом вперёд).
- Учить говорить "нет" с обоснованием (это не первым пунктом, потому что первым обычно не работает, а после предыдущих постепенно начинает прирастать).
Расскажите, были у вас такие подчинённые, или может быть коллеги? Или вы сами из таких людей?
_____________________
Статьи по коммуникации здесь
Подписаться на канал здесь