Любому специалисту нужно уметь договариваться, аргументировать свою позицию и доносить ее до коллег или клиентов. По оценкам работодателей, владение гибкими навыками — один из ключевых трендов в области найма. Объясняем, как презентация ваших soft skills на собеседовании и их дальнейшее развитие способствует карьерному росту.
Что это такое и почему это важно?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Они не привязаны к конкретной профессии, но без них трудно добиться успеха практически на любой должности. Ведь специалисту важно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, быстрее её обрабатывать и уверенно чувствовать себя в профессии. Данные исследований показывают, что для 97% опрошенных работодателей soft skills также важны или даже важнее, чем профессиональные компетенции. Например, около половины новых сотрудников в первые полтора года не справляются с задачами из-за отсутствия умения находить общий язык с другими людьми.
Виды гибких навыков
Единой классификаций soft skills нет, но их условно можно разделить на несколько больших групп:
- Коммуникативные навыки.
- Навыки самоорганизации.
- Креативные навыки.
- Умение работать с информацией.
- Стрессоустойчивость.
Какие soft skills ищут работодатели?
1. Умение решать конфликты и стрессоустойчивость
Любой специалист сталкивается со сжатыми сроками, горящими дедлайнами и не всегда сговорчивыми клиентами. А способность найти общий язык даже с самым сложным коллегой или вспыльчивым начальником делает вас ценным активом для любого работодателя.
2. Умение работать в команде
Независимо от того, насколько хороши ваши профессиональные знания, вам необходимо быть командным игроком, чтобы использовать их эффективно. Без этого невозможна работа над крупными проектами. Если вы хотите подчеркнуть, что быстро станете своим в коллективе, укажите в резюме такие soft skills, как гибкость и активное слушание.
3. Самоорганизация
Любой руководитель рад сотруднику, который не будет уточнять каждую мелочь у начальства. Внимание к деталям, тайм-менеджмент и способность делегировать — ключевые качества специалиста, которые определяют, насколько он организован в работе.
4. Коммуникативные навыки
Сюда входят умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями, чтобы решать задачи и добиваться поставленных целей. Здесь же — способность понятно и четко говорить, доносить свои идеи до других людей, чтобы вас понимали и запоминали. Работодатели хотят нанимать людей, которые не только реагируют на критику со стороны других, но и постоянно ищут способы улучшить ситуацию, учатся грамотно давать обратную связь. Качества и навыки, связанные с эмоциональным интеллектом, становятся ключевым звеном в работе, например, IT-команды. По мнению лидеров индустрии их недостаток может привести к недомолвкам, сорванным дедлайнам и снижению результатов.
5. Креативность
Способность нестандартно мыслить сейчас требуется не только представителям творческих профессий, но и другим специалистам. Согласно опросу McKinsey, сегодня в soft skills больше всего нуждаются именно высокотехнологичные отрасли: анализ данных, IT, мобильная разработка, веб-дизайн. Нестандартные задачи требуют нешаблонного подхода, поэтому умение предложить новое решение работодатели крайне ценят.