У кого-то есть традиция — ходить в баню раз в год, А у нас другая — отвечать на все входящие письма. И вот каждую неделю почта венчурного фонда LETA Capital обязательно преподносит какой-то сюрприз в виде необычной заявки на инвестиции. И всё бы ничего, но типичных ошибок слишком много. Мы выделили 5 типов и расскажем сейчас о типичных ошибках холодных писем инвестору.
Кто-то может посоветовать не относиться серьёзно к подобным заявкам, но нами движет то ли надежда на повышение общего уровня грамотности к подходу фандрейзинга, то ли корыстное желание в будущем не пропустить достойный проект из-за некачественного письма. Мы решили не только сделать разбор, но и на его основе создать письмо, которое будет по крайней мере неплохим началом для общения с венчурным инвестором.
Disclaimer! Все письма реальные, имена и названия компаний скрыты с целью избежать троллинга авторов. Особо впечатлительных просим уйти от экранов смартфонов и ноутбуков. Иногда может быть действительно больно.
Ошибка 1. Отсутствие конкретики
Письмо
Приветствую!
Может быть Вы хотите познакомиться с нашей командой и нашим стартапом?
Может быть как то посотрудничаем.
Вот дэк — *ссылка*
Комментарий
Не может быть. Такое абсолютно пустое письмо никогда не вызовет желания перейти по ссылке или ответить отправителю. В письме сразу должна быть конкретика — о чём проект и каким предприниматель видит предмет разговора. Цените своё время и время собеседника.
Или так:
Добрый день команда Leta Capital!
Мы команда профессионалов работающих над цифровой платформой связывающих карьерных и лайф коучей с клиентами. Сервис работает по двум направлениям B2C и B2B, на основе подписки.
Мы решаем деловые и корпоративные задачи, такие как — раскрытие максимального потенциала сотрудников, создание высокоэффективных команд, карьерное консультирование.
На данный момент мы находимся на этапе pre — seed. С нами в команде уже есть фонд, который вкладывает 30% искомых инвестиций.
Мы будет рады рассказать вам о проекте все и даже больше при личной встрече!
Заранее спасибо,
Ждем обратную связь.
Комментарий
Хочется не всё и даже больше, но хотя бы чуть-чуть и чтобы по делу. Увидеть цифры, дек, понять, в чём суть.
Ошибка 2. Ошибка в имени/названии
Письмо
Dear Alexander and Leto cap team,
Let me introduce you to…
Комментарий
А может ли предприниматель построить глобальный прибыльный бизнес, если к своим партнёрам будет обращаться с ошибками в имени?
Ошибка 3. Голословное бахвальство
Письмо
Доброго времени
У нас классная разработка, на которую есть большой спрос, особенно в Индии и Китае ( есть интерес и предзаказы ).
Решение гораздо лучше чем у других (есть рабочий прототип), в особенности чем у ХХХ.
Один из участников нашей команды бывший главный инженер ХХХ ( он разработал им основные решения).
К сожалению у нас не хватает средств доделать оставшиеся 20% и запустить в серийное производство.
Краткую презентацию прикрепили.
Видео с нашего канала вот ( там много интересного ) ХХХ
Денег нужно немного и решение будет готово ( к продажам) через 6–7 месяцев.
Все цифры и отчеты у нас готовы.
Комментарий
Утром деньги — вечером стулья, как говорится. Разработка классная, спрос большой, предзаказы есть, но нет главного — продукта. А на словах все мы Львы Толстые. Если пишете фонду, который инвестирует на стадиях роста, то всё-таки у вас уже должен быть и продукт, и трекшен. Либо, если вы пишете, чтобы попасть на радары, то и запрос на инвестиции в письме отображать не стоит, хотите познакомиться и присылать в будущем апдейты — так и напишите.
Ошибка 4. Питчить сразу два проекта
Письмо
Добрый день!
Делаем два проекта, один по наружной рекламе и интернет (ссылка представлена ниже, программа разворачивается, но ещё очень сырая) и второй, медицинский (где пациент получает консультацию бесплатно, но доктор зарабатывает, чем дольше длится консультация, тем больше заработает доктор, планируем на разных языках). По медицинскому, если будет интересно, ссылка будет немного позднее. Медицинский завязан на работе с биткоином. Он ещё в стадии разработки.
Агрегатор рекламы это будет один из нескольких подобных по принципу работы проектов.
Принцип в этом проекте и вытекающих из него (продажа-покупка авто, квартир, аренда строительного оборудования) состоит в следующем (если на простом языке)- когда рыбак закидывает удочку на пруду, он не знает, есть рыба там или нет. В данном случае, рыба сама говорит, что она есть и каких она размеров, какая. Она даёт знать рыбакам, что она есть и её предложения. Рыбаки сами решают ловить её или игнорировать и делают свои предложения на данный момент. Это не фильтр! В любом бизнесе то густо, то пусто на определённый момент времени. Мы ищем те моменты, когда производитель или клиент готов предложить выгодные условия (не означает самую низкую цену!)
Если интересно, звоните.
Комментарий
Ну что сказать… Рыбак рыбака видит издалека. На этом, кажется, всё. Я бы не питчил два проекта сразу. И странные метафоры тоже не к месту.
Ошибка 5. Заставлять инвестора работать
Формат ”Я рассмотрю ваши предложения”
Письмо
Прошу уделить мне некоторое время.
Предлагаю Вам участие в интересном и перспективном проекте.
Для реализации проекта требуется 8 млн. руб.
Форма — вхождение в стартап.
Отвечу на все Ваши вопросы и рассмотрю Ваши предложения вхождения в проект
Комментарий
Нет, нет и нет. Ну не работает всё это, никакой инвестор никаких предложений делать не станет.
Формат “С меня идея, с вас — реализация”
Письмо
Здравствуйте! У меня есть интересная идея которая касается маркетплейсов. Сегодняшний формат уже приелся людям , всем хочется чего-то нового, новых ощущений. Я придумал очень интересный формат для маркетплейса. Если вам Интересны такого рода проекты, я с удовольствием поделюсь своей идеей. Может, вам пригодится.
Комментарий
Венчурных инвесторов, конечно, интересуют прорывные идеи, но всё же тогда, когда предприниматели их реализовывают, а не просто ими делятся.
Пример удачного холодного письма инвестору
Если вы пишете нам на общую почту, то структура холодного письма может быть следующей.
Добрый день!
Нашёл/нашла ваш фонд в списке инвесторов / прочитал(а) о вас в медиа / знаком(а) с фаундером портфельной компании.
Меня зовут ХXX, я основатель(ница) проекта XXX. Мой опыт — предыдущий стартап XXX / работа в XXX / степень PhD университета XXX. Мой сооснователь(ница) — XXX, который/которая раньше был(а) в таком-то проекта / работал(а) в корпорации и имеет опыт и экспертизу в сфере ХХХ.
Стартап, который я сейчас развиваю, посвящён *суть проекта в одном предложении*. Наша ежемесячная выручка составляет порядка $ХХХ тыс, мы растём XX% месяц к месяцу, наш CAC $ХХХ, LTV $ХХХ. Большинство наших клиентов находятся в США / Германии / Сингапуре / СНГ. [Если это B2B проект, то указать крупнейших клиентов].
Наше главное преимущество — мы делаем что-то лучше / быстрее / качественнее / дешевле, чем наши основные конкуренты ХХХ и ХХХ. В настоящий момент мы работаем над улучшением / привлечением / масштабированием.
Ранее мы привлекли инвестиции от ХХХ / не привлекали инвестиций. Сейчас находимся в поиске инвестиций, чтобы расти быстрее. У нас есть понимание, как при инвестициях в $ХХХ млн мы сможем добежать до годовой выручки в $ХХХ млн. Согласно подсчётам нашей команды, рынок XXX можно оценить в $XXX млрд, темпы роста ХХХ год к году.
Прикладываю презентацию проекта.
Если вас заинтересовал проект, предлагаю 30 минутный звонок на следующей неделе. Вторник 18:00 (GMT+3) вам подходит?
С уважением,
Имя, основатель/основательница проекта ХХХ
Это базовые формулировки, необходимый минимум, чтобы у инвестора сложилось верное понимание проекта. Конечно, если у стартапа есть какое-то неоспоримое преимущество в виде $3M ARR или Илона Маска в советниках проекта, то это нужно подсветить с самого начала, остальное отходит на второй план. В любом случае помните, что первое впечатление очень важно, особенно если вы пишете в “холодную”.
Привлечение инвестиций — это рутинный бизнес-процесс, и его нужно делать качественно от начала и до конца.
Надеюсь, наш материал был вам полезен. Мы инвестируем в B2B и B2C стартапы русскоязычных предпринимателей на стадиях Late Seed / Series A / Early B и ждем ваших заявок, которые вы можете подать заполнив форму.