Интервью бывают разными, развлекательными и серьёзными, с настоящими героями и настоящими злодеями, но вот интервью в телевизионной студии с арестантами, жизнь которых висит на волоске, я раньше никогда не видела. Белорусское телевидение, управляемое человеком известным как "крепкий орешек", Александром Лукашенко, открыло новые грани абсурда.
В начале июня по каналу ОНТ показали интервью задержанного в Минске (после принудительной посадки самолёта) бывшего главреда запрещенного в Белоруссии телеграм-канала "Нехта" Романа Протасевича. Он широко освещал уличные протесты летом и осенью прошлого года. Вместе с Протасевичем задержали его девушку, гражданку России Софью Сапегу. Почему Россия пока не договорилась о её освобождении или хотя бы переведении на родину, непонятно. Роману на родине грозит до 15 лет лишения свободы в связи с возбуждением дела по трём статьям уголовного кодекса, включая организацию массовых беспорядков. Кроме того, в Белоруссии действует смертная казнь, так что теоретически при выдвижении новых обвинений Протасевич от неё не застрахован.
В интервью руководителю ОНТ Марату Маркову в эфире программы "Марков. Ничего личного" Протасевич рассказал, что чувствует себя "прекрасно" и на разговор с ведущим вышел по собственному желанию. Он признал вину в организации беспорядков, рассказал о каких-то личных конфликтах с напарниками по протестной деятельности, а также сообщил, что запрещённый телеграм-канал спонсировал некий российский олигарх.
Жестокость подавления акций протеста, захвативших Белоруссию в прошлом году, мало кого могла оставить равнодушным. Лично у меня иллюзий по поводу того, что Роман Протасевич дал своё интервью, по-настоящему раскаявшись и осознав ошибки прошлого, нет никаких. Человечество за свою историю существования накопило огромное количество разновидностей пыток причём не только телесных.
На кого было рассчитано это интервью? Возможно, на какую-то особую белорусскую и российскую часть общества, ведь его осветил и наш Первый канал. Западный зритель вряд ли поверит этим откровениям арестанта. Официальный представитель Германии Штеффен Зайберт назвал это интервью "недостойным и неправдоподобным, а также позором для белорусского руководства, которое тем самым показало свое презрение к демократии и к людям".
Время покажет, удалось ли Роману Протасевичу выкупить свои жизнь и здоровье этим разговором на камеру со своими недавними идеологическими врагами.
Я никогда не была в Белоруссии и не уверена, что когда-то буду, поэтому по идее меня не должна трогать политическая обстановка в соседней республике. Но всё же трудно избавиться от мысли, что в том числе из моих налогов финансируется это безумие в виде кредитов, которые Россия предоставляет Белоруссии. Ну и я очень надеюсь, что новый жанр интервью с "раскаявшимися" арестантами так и останется лишь на совести белорусского тв и в России мы подобных откровений от людей со следами наручников никогда не увидим ни у Киселёва, ни у Малахова в студии.