Найти тему

Краткий словарь мифов о грамотности, часть 2

"Читать надо больше" – клише, которым пользуются граждане, не понимающие, в чем причина ошибок их родственников школьного возраста. Произносится с назидательно-укоризненной или возмущенно-наступательной интонацией. Степень эмоциональной вовлеченности говорящего обратно пропорциональна собственной начитанности. На самом деле дисграфик, сколько на него ни наступай, не в состоянии с пониманием читать по той же причине, по которой он не может и удовлетворительно писать.

"Классическая литература" – выражение является палочкой-выручалочкой для тех, кто в течение 10-30 лет ни разу не держал в руках книгу и кого смутили вопросом "что вы сейчас читаете?". На самом деле этот ответ выдает "нечитателя" получше любого рентгена. При попытке уточнить, что же он понимает под «классикой», подобный субъект, как правило, вспоминает пару наиболее известных книг из школьной программы, а при попытке дальнейшего обсуждения вопроса путается в их содержании и героях похлеще любого двоечника.

"Диктанты писать дома" – род добровольно-принудительного послушания. На повышение грамотности положительного влияния не оказывает. Возможные отрицательные влияния при злоупотреблении: ряд неврологических ответов в виде гиперкинеза, логоневроза, энуреза и снохождения.

"Хвосты" – пропущенный учащимся материал, "пробелы в знаниях". Роль "хвостов" в большом количестве ошибок у школьников многими родителями ставится во главу угла, в то время как ликвидация "хвостов" к уменьшению числа ошибок не приводит. Причина ошибок – дисграфия, а не пробелы в знаниях.

Самодеятельное переписывание текстов, диктанты, «ликвидация хвостов» при помощи дополнительных занятий во время летних каникул не принесёт результата, зато внушит ученику стойкое отвращение к письму и нежелание учиться. Каникулы нужны для того, чтобы отдыхать. А решить проблемы с грамотностью можно будет в самом конце лета – на нашем интенсивном курсе «Без правил», который пройдёт 21-30 августа.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность без правил и словарей"