Драма «Манк» основана на реальных событиях, когда Голливуд устроил охоту на кандидата в губернаторы. Но реальная история шла немного не так.
Действующие лица
Чтобы разобраться в фильме и понять его смысл, нужно вернуться в 30–40-е гг. XX века и посмотреть, что тогда проходило в Калифорнии. Без понимания действующих лиц сложно разобраться в фильме и восторженных отзывах критиков.
Сценарий к фильму «Манк» написал покойным отец Финчера, Джек Финчер. В значительной степени он посвящён созданию культового американского фильма «Гражданин Кейн» (1941), который я, к сожалению, не смотрела. Манк — это сокращённое имя сценариста Германа Манкевича, который стал вместе с Орсоном Уэллсом соавтором сценария «Гражданина Кейна». По договорённости со студией имя Манкевича не должно упоминаться в титрах. В итоге совместная работа была отмечена премией «Оскар» — единственным «Оскаром», который получил фильм. Ни один из мужчин не явился на церемонию в 1942 году в отеле «Билтмор», где, как говорят, высмеивали каждое упоминание «Гражданина Кейна».
Создание фильма проходило на фоне активной предвыборной кампании. И вот теперь пора разобраться с каждым из участников тех событий.
- Герман Манкевич — еврей немецкого происхождения. Американский журналист, сценарист и продюсер. Отличается особо циничным юмором.
- Мэрион Дэвис — американская актриса немого кино. Любовница газетного магната Уильяма Хёрста.
- Луис Барт Майер — продюсер и основатель киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Придумал кинопремию «Оскар».
- Джозеф Манкевич — кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Брат Германа Манкевича.
- Ирвинг Тальберг — продюсер MGM, который обладал удивительной способностью распознавать звёздный потенциал актёров и удачные сценарии.
- Орсон Уэллс — режиссёр, актёр и сценарист. Соавтор сценария к фильму «Гражданин Кейн».
- Феликс Файст — режиссёр, который снимал пропагандистские фильмы.
- Уильям Хёрст — американский медиамагнат.
- Эптон Синклер — писатель, журналист и социалистический деятель. Участвовал в предвыборной борьбе на должность губернатора Калифорнии.
Что на самом деле произошло в Калифорнии в 1934 году
Эптон Синклер, бывший социалист, выиграл праймериз Демократической партии и шёл к победе на выборах губернатора, а также стал лидером массовых протестов. В фильме Манкевич, которого играет Гэри Олдман, защищает Синклера на протяжении пяти лет, ещё до того, как взялся за совместный с Уэллсом сценарий к фильму «Гражданин Кейн». Луи Майер, глава MGM, просит Манка сделать пожертвование республиканскому оппоненту Синклера. Манк отказывается и пытается заставить Тальберга, продюсера MGM, избавиться от фальшивых кадров кинохроники. Они полностью фейковые и могут уничтожить Синклера.
Действительно, Манкевич сыграл ключевую роль в кампании 1934 года. Однако это был не Герман, а его брат Джозеф. Нет никаких доказательств, что Герман в принципе занимал какую-либо позицию в отношении Синклера или голосовал за него. А вот его брат, напротив, создавал возмутительные антисинклеровские радиопостановки.
В «Манке» есть сцена, в которой Герман и его жена слушают радиопередачу, похожую на те, что написал его брат. Но в фильме нет упоминания о работах его брата против Синклера, хотя Джозеф появляется в нескольких важных сценах.
Что касается усилий Хёрста против Синклера, то в реальной истории нет доказательств, что Герман Манкевич взял Хёрста в качестве прототипа Чарльза Фостера Кейна из-за мести. Хотя чудовищный персонаж действительно срисован с Хёрста. А также нет ни малейших доказательств, что Хёрст финансировал фальшивые кадры кинохроники, как это было в «Манке» в ключевой сцене.
Хёрст сыграл решающую роль в войне против Синклера. Он приказал своим газетам издеваться над кандидатом каждый день в статьях и карикатурах.
А вот роль MGM в политическом устранении Синклера довольно точно отражена в фильме. Сотрудники студии, от водителей до звёзд, однажды получили дополнительную зарплату, которую обязаны были пожертвовать кандидату от республиканской партии. И лишь несколько актёров и сценаристов отказались. Многие киномагнаты угрожали, что перенесут студии во Флориду, если Синклер будет избран. А Майер и Тальберг действительно праздновали поражение Синклера в ночном клубе «Трокадеро» в ночь выборов.
Другие детали фильма также соответствуют реальной истории. Тальберг действительно был активистом Социалистической партии, когда рос в Нью-Йорке. Манкевич яростно выступал против молодой Гильдии сценаристов. Синклер действительно дал жестокое описание романа Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис, которое дословно цитируется в «Манке». И она действительно ушла из MGM, когда ей отказали в возможности сыграть Марию-Антуанетту в крупном фильме. Но это произошло после того, как на экран вышли фальшивые кинохроники, а не раньше, как утверждается в драматической сцене, в которой Манк умоляет актрису поговорить с Майером, чтобы не допустить их выпуск.
Всего за три года до гонки 1934 года Тальберг приобрёл права на роман Синклера «Мокрый парад». Деньги от книги ушли на финансирование фильм в Мексике. Но это был фильм не о русской революции, как утверждается в «Манке», а драма Сергея Эйзенштейна Que Viva Mexico. В «Манке» не упоминается, что, год спустя, Тальберг заплатил Синклеру ещё одну огромную сумму за оригинальную идею фильма.
Фильм Финчера показывает Манкевича, движимого чувством вины за то, что он случайно дал Тальбергу идею для этих кинохроник. Писатель напомнил продюсеру, что студии способны создавать собственную реальность, заставляя зрителей поверить в невероятную ложь. Вскоре Тальберг поручает одному из приятелей Манка, Шелли, оператору средних лет, заняться съёмкой. Шелли рассматривает это как шанс всей жизни, но позже признаёт, что с его помощью уничтожили достойного кандидата. После того как Синклер называет кинохроники причиной своего поражения, Шелли кончает жизнь самоубийством.
Вот этот момент чистая выдумка. Почти. «Шелли», который на самом деле снял кинохронику, был Феликс Фейст-младший. Ему было всего 24 года. Он снимал в студии кинопробы и короткие сюжеты, но отчаянно пытался снимать художественные фильмы. Вероятно, Фейст никогда не сожалел о создании кинохроники для Тальберга, тем более что в 1940-х и 1950-х годах он снял несколько фильмов категории B и десятки эпизодов для телесериалов.
Год: 2020
Страна: США
Жанр: драма, биография
Продолжительность: 131 минута
Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о книгах, фильмах и сериалах, чтобы не пропустить следующую публикацию.