О рисках предпринимательства сказано много, но прочувствовать их полностью можно только на собственном опыте. Вот мои впечатления:
1. Владельцы мини-бизнесов не отдыхают.
Идиллические картинки далёких пляжей, откуда бизнесмен полчаса в неделю руководит своей фирмой, зато каждый день снимает стопятьсот тысяч долларов, улетучатся примерно через три минуты после решения об открытии своего дела. Дальше будет только стресс, проблемы и кривая доходности, которую грамотные чиновники из правительства называют отрицательным ростом. Впридачу бонус – сон как у младенца: просыпаешься и плачешь каждые два часа.
2. Арендодатели умеют делегировать, как никто другой.
Мало того, что опытный собственник помещения будет пытаться ежемесячно и даже чаще повысить арендную плату, шантажируя разрывом договора. Он ещё и сделает вид, что устранять протечки в сортире, разбираться с провайдерами и чинить роль-ставни – почётная обязанность арендатора. Отловить офисовладельца и заставить исполнять закон крайне затруднительно, даже если знаешь все его телефоны вплоть до номера с ошейника обожаемого мопса.
3. Реклама стоит дороже, а приносит меньше, чем рассчитывалось.
В современном жестоком мире реклама и маркетинг – территория профессионалов. У мини-бизнеса нет для них серьёзных ресурсов. Приходится отдаться в неумелые лапы начинающих таргетологов, директологов и подрабатывающих промоутеров. Результатом станет слитый в ноль рекламный бюджет и несколько квёлых клиентов, пришедших по сарафанному радио, запущенному любящей бабушкой в очереди к гоеопату. Составлять маркетинговую стратегию придётся самостоятельно, прикупив для этого пару водянистых курсов.
4. Сотрудники не поставят ни одного рекорда трудолюбия.
Для персонала ваш любимый бизнес – всего лишь работа. Одна из. Часто ещё и постылая, куда они вынуждены приходить просто потому, что иначе умрут с голоду. Или не смогут заплатить кредит за Айфон. Без разницы.
Просто примите как факт – гореть на работе может и хочет лишь один из сотни, а то и тысячи. И сомнительно, что он окажется именно у нас. Ведь, если взглянуть правде в глаза, зарплату действительно хорошего специалиста мини-бизнесу не потянуть.
Но повальное равнодушие сотрудников – ещё не самое страшное. Хуже, если хозяин не разбирается в людях и принял лодыря, хама или даже вора. В малом бизнесе подобный кадр может нанести серьёзный ущерб самомý его существованию. Уволить одного плохого и тут же нанять другого хорошего не выйдет. В мини-бизнесе персонал – самая больная тема.
5. Отрабатывать негатив клиентов приходится хозяину.
Эта тема плавно вытекает из предыдущей.
Менеджеры и администраторы не слишком стремятся наладить полноценный диалог с покупателями, как правило. Быстро приняли заказ, быстро отдали, недовольных отправили к книге жалоб или собственнику бизнеса.
Хорошо, если последнему удастся купировать проблему в личном разговоре. Хуже, когда раздражённый потребитель выльет возмущение в интернет. Искать и обрабатывать негативные отзывы тоже придётся владельцу.
Особо озлобленные клиенты способны писать жалобы и в контролирующие органы. Отвечать, ясное дело, снова нам.
6. Мечтать не вредно, главное – вовремя остановиться. И начать что-то другое.
Надеяться надо на лучшее, но готовиться к худшему. Не всем бизнесам дано вырасти и радовать владельцев. Многие тихо загибаются от недостатка людей или денег. Почувствовать черту, за которую нет смысла переходить – знание, полученное горьким опытом. Даже великие бизнесмены типа Дональда Трампа банкротились и вновь становились миллиардерами. У них есть это умение – оценить перспективы дела и вкладываться только в жизнеспособное. Так что терпение и труд, в конце концов, приводят к успеху какое-то из начинаний. Нет смысла горевать над обломками бизнеса, нужно открывать другой.
Малый бизнес держится только на своём владельце. Это главная истина. Стойкие и сильные духом обязательно выигрывают. Остальные идут на завод.