Думал назвать эту статью «Как один купец русскую армию одел» или «Как можно повлиять на ход войны, если вам 21 год и вы не родились аристократом». Однако меня поразил не только подвиг русского купца, но и та черная неблагодарность, которой ему отплатило отечество.
Подвиг купца был незаметным, незамысловатым: в 1812 году, когда наполеоновский солдат медленно умирал от холода, русских солдат грели шинели из сукна Василия Васильевича Варгина. Сукно было хорошим и недорогим. С поставками на сотни тысяч воинов справился один купец – 21-летний молодой человек. Не «олигарх». Как ему удалось такое?
Утренние сумерки
Василий Варгин родился в 1791 году в Серпухове, в семье текстильных фабрикантов – преуспевающих, но не самых богатых в России. По происхождению они были монастырскими крестьянами. Василий с ранней юности пристрастился к чтению, а в доме Варгиных была только духовная литература, и молодой купец решил уйти в монахи, вдохновившись книгами о религиозном подвиге. Отговорил его монастырский игумен: убедил, что можно и в миру служить Богу и людям.
В те времена взрослели быстро, и в 17 лет Василий стал самым бойким в семье коммерсантом: весь клан Варгиных доверял юноше свои капиталы. В этот момент он познакомился с генерал-кригскомиссаром (главным интендантом армии) Александром Ивановичем Татищевым. Татищев убедил молодого купца взять на себя подряд.
Утро
Так начались знаменитые Варгинские подряды. Во время Наполеоновских войн российские финансы были сильно расстроены, в военном ведомстве все время не хватало денег, бушевала инфляция. Однако Василий Васильевич поставлял в армию сукно по ценам ниже рыночных.
«Людям, незнакомым близко с ходом дел Варгина, поставки его казались каким-то чудом: не хотели верить, чтобы один человек, при общем расстройстве промышленности и торговли, мог успевать ставить вещи на всю армию по таким низким ценам и при этом не разориться, а еще составить своему семейству огромное состояние».
Дело в том, что молодому купцу удалось создать всероссийскую посредническую сеть.
«Промышленникам и торговцам было, разумеется, удобнее иметь дело с поверенным Варгина, который приезжал к ним на место и кончал дело быстро и без всяких формальностей, нежели возиться с комиссариатскими чиновниками, тянувшими дело и бравшими взятки».
То есть Варгин сумел стать универсальным посредником между множеством фабрикантов, производивших сукно, и генерал-кригскомиссаром, который (в отличие от подчиненных) взяток не брал. Предприниматель покупал оптом огромные партии товара и мог поставлять его армии по невысокой цене, при этом выгоду получала и казна, и сам купец.
Никто другой не мог работать на таких условиях, поэтому в возрасте 20 лет Василий Васильевич стал абсолютным монополистом. К 1812 году все сукно для русской армии поставлял этот юноша. Солдаты получали хорошие шинели, а государство в час суровых испытаний сэкономило миллионы рублей. Впоследствии Татищев назовет эти поставки «подвигом». На склоне лет граф напишет:
«Варгин действовал, как гражданин, разделяющий душевно общее несчастье, хотя мог бы тогда потребовать двойную цену»
Полдень
После победы Варгин полтора десятилетия продолжал верой и правдой одевать и обувать русских солдат. Василий Васильевич уже со скрипом выполнял казенные подряды и каждый год собирался это дело бросить. Однако ни один купец не соглашался брать подряд по той цене, которую предлагало правительство. И каждый год Татищев (ставший в 1823 году военным министром) просил Варгина выручить, как выручал в прежние годы. Если министр о чем-то «просит»… очень сложно не ответить «да». Вы понимаете.
Все состояние, нажитое Василием Васильевичем, было нераздельным, то есть принадлежало его папе, маме, дядюшкам и всей семье. К 1820 году оно достигло астрономической суммы 18 миллионов рублей, после чего родственники решили получить свою долю. Пришлось делиться. После этого дела Варгина пошатнулись…
Надо сказать, мультимиллионер и на вершине счастья оставался скромным человеком. Ездил он не в карете, а на дрожках, ходил не во фраке, а в поддевке.
При этом виртуозный коммерсант обладал большим кругозором. В детстве «учился на медные деньги», в зрелости – дружил с известными литераторами и собрал огромную библиотеку (эти книги Варгин действительно прочитал). После поездки во Францию он решил построить и в Москве такие же прекрасные дома, как в Париже. Превратить Театральную площадь в Пале-Рояль не получилось, и все же именно по инициативе Варгина в 1824 году был построен Малый театр.
Еще при жизни этот предприниматель получил прозвище «русский американец»: имели в виду размах его замыслов и деловую хватку
Закат
В 1827 году сменился военный министр: вышел в отставку Татищев, пришел Александр Чернышев. Чиновники из кригскомиссариата обнаглели и убедили нового министра начать против Варгина войну. Чиновникам не нравилось, что Варгин обладает «монополией». Если подрядчиков будет много, это создаст благоприятные условия для коррупции.
Поэтому Варгина ложно обвинили в махинациях и воровстве. Первая комиссия быстро оправдала купца. Тогда назначили вторую комиссию, и Василий Васильевич больше года просидел в Петропавловской крепости. За это время умерли его отец и мать...
И все-таки дело разваливалось, узника пришлось выпустить. Он снова начал торговать, хотя дела пришли в расстройство. Впрочем, у министерства вплоть до 1858 года оставались имущественные претензии к Варгину. Услышав наконец, что все долги перед казной ему «простили», старик расплакался, а потом вымолвил:
– Не им меня прощать – у меня надо бы им просить прощения.
Несколько месяцев спустя, в январе 1859 года, Василий Васильевич умер.
Этот неординарный человек производил большое впечатление на всех, с кем его сводила судьба. В записной книжке Гоголя читаем:
«Василий Васильевич Варгин, умный купец в Москве».
Каталог всех моих статей по истории и краеведению.
Читайте также:
Спаленная пожаром... три истории про 1812 год
Старые фотографии Лубянки
Онегинская Москва: прогулка по следам Татьяны Лариной