Вообще русский флот в Северную войну в основном прославился чем? Лихими абордажами и галерными операциями. Помните:
«Небываемое бывает» или «Русский орел мух не ловит»?
Все эти славные дела были связаны с лихими абордажами, а вот линейного боя эскадр или флотов, когда корабли выстраиваются в линии и от души мутузят друг друга как-то во время Великой Северной войны не случалось. Почти.
Потому что 4 июня 1719 года у острова Эзель как раз такой бой и случился. И завершился он в пользу русской эскадры, что впрочем не так уж удивительно, если вспомнить, что в русском отряде под командованием Наума Сенявина было 6 кораблей несших 330 пушек, а у шведов – 3 корабля в отряде под командованием капитан-командора Врангеля, на которых пушек было более чем в три раза меньше – 97.
Но тут не стоит забывать, что шведы были вообще-то властителями Балтийского моря и обладали, скажем так, большим опытом. А вот у русских с опытом все было намного хуже. Этим, в том числе и объясняется то, что бой с таким явным перевесом продолжался так долго.
Важно отметить, что в предыстории этого боя хорошо сработала русская разведка. Мастера «пера и шпаги» передали в Ревель Апраксину сведения о шведском караване, который пойдет под прикрытием отряда Врангеля. Так что Сенявин вышел в море не просто так, он четко знал, зачем идет – ему сразу была поставлена задача перехватить Врангеля и заняться разведкой.
Он и перехватил. Причем русские корабли оказались с подветренной стороны, что было не очень хорошо. Но все равно пошли на сближение, причем для того, чтобы не спугнуть противника, сначала шли под шведскими флагами и подняли русский уже перед началом боя. Обычная хитрость тех времен, которой пользовались чуть более чем все.
Дальше был долгий бой, продолжавшийся в общей сложности около семи часов. Шведы в основном били по флагману Сенявина «Портсмут», русские корабли атаковали все три корабля шведского отряда: флагман «Вахтмейстер», фрегат «Карлскрон-Вапен» и бригантину «Берн-Гардус».
На четвертом часу боя «Портсмут», у которого к этому моменту был серьезно поврежден такелаж, сделал вынужденный поворот, да так удачно, что прорезал строй шведов и фрегат «Карлскрон-Вапен» попал под продольный бортовой залп русского флагмана. Первый же залп всем бортом с пистолетной дистанции объяснил шведской команде на фрегате, что пришло время спустить флаг. Следом сдалась бригантина. Шведский флагман сделал попытку оторваться от русских, но не смог набрать ход и после еще получасового боя «Вахтмейстер» также сдался.
Потери на русских кораблях составили всего 9 человек убитыми и 9 ранеными. Флагман «Портсмут» был
«зело избит и насилу шел».
Но, тем не менее, победа была явная и очевидная. И это была первая победа русского флота именно в артиллерийской баталии, а не абордажем. Да, у русского флота было явное преимущество. Но, как я уже говорил выше – не всегда численное преимущество играет роль, особенно в морских баталиях.
Недаром Петр I был так доволен этим боем, что распорядился отлить памятную медаль «За взятие трех шведских кораблей» с надписью «Прилежание и верность превосходит сильно» и назвал бой «Добрым почином российского флота».
На самом деле славная была баталия.
-------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм