Найти тему

Инфраструктурная готовность: есть что показать

Фото: Фонд Росконгресс.

4 июня в рамках ПМЭФ-2021 состоялась дискуссия на тему «Инфраструктура со знаком качества. Как меняется взгляд инвесторов на проекты?», в ходе которой отечественные и зарубежные эксперты поделились опытом создания качественных инфраструктурных проектов, рассказали о мерах поддержки и выработке эффективных подходов к экспертизе проектов без создания барьеров для экспертов.

Открывая дискуссию, Илья Торосов, заместитель министра экономического развития РФ, отметил, что тема инфраструктуры для России является одной из важнейших. По его словам, инвестиции в эту структуру в РФ составляют 5% ВВП.

«Мы активно развиваем этот рынок. Основные изменения, которые произойдут в отрасли в ближайшее время: стимулирование частной инициативы, возмещение расходов на подготовку документов, например, если инициатор проекта не выиграл в результате. Изменения также коснутся «фабрики» проектного финансирования, около 25% всех проектов которой составляет как раз инфраструктура как один из главных локомотивов. Сейчас приняли изменения в «фабрику», расширяем весь инструментарий: например, до тридцати лет будут расширены сроки финансирования проектов. Эти моменты позволяют нам очень надежно плодотворно смотреть на проекты развития «фабрики», – отметил спикер.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Светлана Ячевская заметила, что в настоящее время на рынке наблюдаются проблемы с ликвидностью, причем не только в РФ. По словам спикера, после того как «двадцатка» одобрила в 2019 году принципы качественной инфраструктуры, страны стали имплементировать эти принципы в национальные системы.

«Со своей стороны мы начали сертификацию этих принципов качества, не теряя времени в течение пандемийного года. Методику разработали, основываясь на лучших мировых практиках. Сегодня данная методика выпущена, мы ее тестируем, в течение последних восьми месяцев уже ряд проектов прошли эту оценку. Один из проектов, который получил наивысшую оценку, — Восточный выезд (Уфа), инициатором оценки которого стал ВТБ. Этот проект, структурированный в рамках «фабрики» проектного финансирования, по итогам оценки набрал 1789 баллов из 3000, что является золотым уровнем. Оценка складывалась из нескольких направлений, в числе которых экономика и управление, качество жизни, вовлечение местного населения, качественно проработанные условия труда, экология и климат. Стоит отметить, что сегодня не так много таких примеров. Итогом нашей масштабной работы стала качественная методика, которая может работать на российском рынке, в эту методику были вовлечены практически все эксперты нашего рынка и наши иностранные партнеры, а верификаторами выступали крупнейшие эксперты российского рынка. Дальнейшие планы в данном направлении уже определены: конец 2021 года мы посвятим достройке методологии, закончим пилотирование, а с 2022 года методика заработает в полноценном коммерческом режиме», — рассказала Светлана Ячевская.

Заместитель председателя правления Евразийского банка развития Денис Ильин, подчеркнул, что развитие инфраструктуры для банка было, есть и остается приоритетным направлением работы.

«Наша задача — работать с проектами, которые не могут в силу разных обстоятельств, например, в силу отсутствия экспертизы либо возможности «тянуть» тот или иной проект по финансовой части, доводить эти проекты до качественного уровня и по возможности переводить их на коммерческий рынок. Для этого у нас есть соответствующие инструменты: возможность грантового финансирования предпроектной деятельности, возможность предоставления субсидированных кредитов. Такой инструментарий позволяет нам работать с проектами на самой ранней стадии их существования, доводить их до того уровня, когда коммерческий рынок будет готов с ними работать», — поделился опытом эксперт.

Олег Панкратов, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг, принимая эстафету дискуссии, отметил, что лично он и компания очень рады высокой оценке качества проекта Восточного выезда в Уфе. При этом он подчеркнул, что в ВТБ всегда придерживались стандартов, которые вводятся сейчас.

«На сегодняшний день у нас много крупных инвестиций — от аэропортов до почтовой логистики, и я с гордостью могу сказать, что все эти проекты делались нами по самым высоким стандартам качества, — сказал он. — Я не согласен с тем, что зарубежные инвесторы не готовы брать российский риск, почти во всех наших проектах мы находимся в партнерстве с крупными игроками иностранного инвестиционного рынка. Как правило, та инфраструктура, которую мы создаем, имеет сама по себе огромную социальную значимость. Те проекты, которые мы делаем, улучшают жизнь людей. И в этом деле нам помогают только детальная проработка и грамотные подходы».

Наталья Комарова, губернатор ХМАО-Югры, вступая в дискуссию, сказала, что согласна с коллегами насчет вопроса доверия: он, безусловно, имеет значение.

«С точки зрения потребления проекта важно договориться о стандартах и предложить их всем участникам отношений. Новые современные механизмы нужно как можно скорее изучить, внедрить и начать использовать. У нашего региона есть опыт использования определенных элементов из этой системы, таких как зеленые облигации. Мы используем их с 2017 года. Это привлекательный инструмент работы. Округ крайне заинтересован в инвестициях, их объем вырос в нашем регионе, несмотря на пандемию. Подчеркну, что мы очень бережно относимся к каждому инвестиционному рублю и стараемся предложить инструменты, которые не поставят барьеров перед инвесторами», — прокомментировала Наталья Комарова.

Напомним, что Петербургский международный экономический форум проходил со 2 по 5 июня. ПМЭФ-2021 освещают несколько сот российских и иностранных журналистов. Одна из наиболее многочисленных делегаций СМИ — от международного холдинга «ЕвроМедиа».