Найти тему
Толкачев. Истории

Фильм-спектакль "Дальше - тишина". Раневская и Плятт действительно сыграли во второсортной пьесе?

Оглавление
Великие русский актеры Ф.Раневская и Р.Плятт
Великие русский актеры Ф.Раневская и Р.Плятт

Спектакль Анатолия Эфроса «Дальше — тишина» можно сравнить с самолетом, который попал в "воздушную яму" (участок атмосферы с нестабильностью воздушных масс). Летчики это называют «турбулентность ясного неба». Вроде бы все проходит блестяще и вдруг на тебе, самолет трясет! Так и постановку Эфроса тихо обливают помоями.

Почему этот спектакль не выходит из зоны турбулентности у критиков - непонятно. Вот и журнал "Коммерсантъ Weekend" №7 от 13.03.2020, спустя 38 лет вешает это произведение на доску позора под названием "Плохие пьесы, ставшие выдающимися спектаклями".

Справедливости ради, скажем, зритель его оценил по заслугам - аплодисменты в адрес актеров раздавались в театре имени Моссовета все годы, пока шел спектакль, и именно в нем Фаина Раневская выходила на сцену в последний раз в жизни 24 октября 1982 года. Что говорят критики? Они полагают, что слабую пьесу с банальным сюжетом своей блестящей игрой вытянули Раневская и Плятт, но при этом не замечают, что пачкают имена великих актеров, которые сыграли якобы во второсортной пьесе.

Крайне интересно выглядит история появления этого произведения на сцене театра.

События предшествовавшие постановке изложим по принципу реверсивной драматургии, т.е. от конца.

Итак, представьте себе Фаину Георгиевну Раневскую, которая на закате своей творческой жизни сидит на репетиции и в присутствии многих коллег по цеху произносит гнилой слабый текст. "Народные артистки на дороге не валяются", - любила говорить актриса.

Или представьте, что фраза, что будет ниже, показалась бы ей поверхностной.

У человека может быть только одна мать. Одна! Я не представляю себе судьбы более страшной, чем судьба матери, брошенной детьми. Ты должна помнить, Рода: ты обязана матери всем, гораздо большим, чем ты можешь оплатить ей за всю твою жизнь.
"Дальше - тишина"

Режиссер Анатолий Эфрос
Режиссер Анатолий Эфрос

А вот Анатолий Васильевич Эфрос, любитель классики, который весьма щепетильно относился к литературной основе спектаклей, репетирует провальный текст и приговаривает:" Репетиция - любовь моя".

Перенесемся в Японию и США. В 2013 году Едзи Ямада снимает "Токийскую семью" - ремейк "Токийской повести" Ясудзиро Одзу , фильма 1953 года, созданного по мотивам фильма Лео Маккэри "Уступи место завтрашнему дню" (1937), где сценарий написала известная в Америке писательница Винья Дельмар, по роману Жозефины Лоуренс "Годы так длинны" (1934).

"Уступи место завтрашнему дню"
"Уступи место завтрашнему дню"
"Токийская повесть"
"Токийская повесть"
"Токийская семья"
"Токийская семья"

Именно этот роман, посвященный семейной трагедии, разыгравшейся в США в годы Великой депрессии и стал первоосновой всех перечисленных произведений. Роман, по утверждению Фредерика Дж. Августина в Журнале американской культуры Vol. 36, вып. 3, (2013 г.) не раз попадал в списки бестселлеров.

Что привлекало режиссеров и сценаристов США, Японии и Советского Союза в этом литературном материале?

Почему, получая в 1937 году премию "Оскар" за картину "Ужасная правда" Маккэри скажет: «Спасибо, но вы дали её не за тот фильм»???

Шекспир!

Да-да, я не оговорился. Перед нами Ромео и Джульетта - теперь они Барклей и Люси, прожившие вместе полвека. Детская писательница Жозефина Лоуренс однажды начала писать книги и для взрослых, и придумала идею воскресить шекспировских героев в паре супругов по имени Барклей и Люси, дать им прожить великолепную, трогательную, наполненную счастливыми моментами рождения пятерых детей, жизнь.

Да, жизнь!

И когда они обнищали, и когда они оказались брошенными своими благоустроенными взрослыми детьми, они счастливы, потому что живут друг для друга.

...Каждому человеку отводится в жизни равное количество счастья. Только одни тратят его сразу, а другие, как мы, растягивают на долгие годы…
"Дальше - тишина"

Итак, спектакль оказался не о брошенных родителях, и не о черствых бессовестных детях, - он о любви, чистой и наивной. О том, что любящие люди не стареют, и счастье их непонятно тем, кто его не испытал.

Ну да, на все Божья воля.

Я смотрел его телеверсию (он длится чуть более 2-х часов), просто разинув рот.

И мне казалось, что писательницы Жозефина Лоуренс и Винья Дельмар, режиссер Анатолий Эфрос, актеры Фаина Раневская и Ростислав Плятт сидят за кулисами и улыбаются. У них все получилось.

Наверное, не стоит тем, кто считает себя театроведами, над ним глумиться, наверное, стоит еще раз прочитать его название.

Все мудрое просто.

Кто был на спектакле, прошу поделиться своим мнением!

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр" и читайте о кино

Кинорежиссер Алан Паркер. "Сердце Ангела", "Полуночный экспресс", "Миссисипи в огне" и ни одного Оскара

Актриса Екатерина Голубева и ее дочь Ина Мария Бартайте. Их трагический исход - случай или закономерность?

Фильм Шарунаса Бартаса «Покой нам только снится» как попытка попросить прощения...

Лина Бракните. История создания феноменального образа и ухода из кино

Дело Коллини - фильм о том, как можно ошибаться в людях

Как встретить свою вторую половинку? Оригинальная версия в фильме «О теле и душе» (Венгрия)

Что ты на меня так странно смотришь? - Энтони Хопкинс в фильме "Отец"

Достаньте с полки фильм "Послесловие" с Ростиславом Пляттом